ДОП Сказкотерапия —

1

СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел

3

1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Цель, задачи программы

4

1.3 Организация и содержание деятельности по программе

5

1.4. Планируемые результаты

7

II. Содержательный раздел

8

2.1. Календарный учебный график

8

2.2. Условия реализации программы

9

2.3. Оценочные материалы

10

III. Организационный раздел

11

3.1. Методические материалы

11

3.2. Рабочая программа курсов программы

12

Список литературы

18

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации
ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Дети начинают беспокоиться за всё живое,
жалеть людей, животных и растения. У них появляются чувство страха
(темноты и персонажей). Поэтому в данный период важно расширять знания о
эмоциях для умения адекватно выражать свои чувства. Ведь передача эмоций –
это не только выражение лица, но и определённая поза, жесты, которые
соответствуют определённому эмоциональному состоянию. Детей необходимо
учить выражать негативные эмоции приемлемыми способами, не навредив
окружающим и применять навыки саморасслабления для снятия
психофизического напряжения. При беседе на заданную тему, дети, отвечая на
вопросы, учатся правильно формулировать свой ответ и внимательно слушать
педагога и товарищей.
Для достижения эффективности развития детей используется программа
«Сказкотерапия», как способ поддержки детей словом и передачи им знаний,
как метод развития эмоционального интеллекта, как воспитательная система,
позволяющая мягко воздействовать на настроение и поведение детей. При этом
воздействие не на саму личность, а работа идет на внутреннем,
подсознательном уровне. Ребёнку на основе действий героев, закладываются
эталоны эффективного общения и взаимодействия с окружающими, тонко
формируются представления о базовых жизненных ценностях.
Направленность программы –
программа рассчитана на 2 года
психологического сопровождения детей 5-7 лет, посещающих дошкольное
образовательное учреждение. Движущими силами развития психики
дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием
целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с
помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних
впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных
способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению
целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих
социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что
каждая из них приобретает самостоятельное значение. На занятиях дети имеют
возможность реализовать все представленные потребности, что обеспечивается
разнонаправленной и многоступенчатой системой сопровождения.
В рамках сказкотерапии с детьми проводятся специально организованные
развивающие занятия в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут, которые
помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Занятия
на каждом году сопровождения имеют определённую направленность:
- для старшего возраста (5-6 лет) «Волшебная страна чувств» –
знакомство с базовыми эмоциями, их значением и умение выражать негативные
эмоции приемлемым способом; формирование позитивной Я-концепции;
3

стабилизация
психических
процессов,
успокоение,
расслабление,
энергетическая
«подзарядка»;
формирование
позитивных
моделей
взаимоотношений с окружающим миром и людьми.
- для подготовительного возраста (6-7 лет) «Я учусь владеть собой» –
стабилизация
психических
процессов,
успокоение,
расслабление,
энергетическую
«подзарядка»;
формирование
позитивных
моделей
взаимоотношений с окружающим миром и людьми; развитие эмоциональной
регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и
страхов, повышение уверенности в себе; формирование социальнонравственных представлений и чувств у детей, воспитание ценностных
ориентаций и определенной социальной позиции.
Форма организации занятий – подгрупповая (по возрастам).
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от
5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Форма обучения – очная.
Режим, периодичность и продолжительность образовательной
деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием
непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом
воспитанников. Периодичность – 1 раз в неделю.
1.2. Цель и задачи программы
Дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации
ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Дети начинают беспокоиться за всё живое,
жалеть людей, животных и растения. У них появляются чувство страха
(темноты и персонажей). Поэтому в данный период важно расширять знания о
эмоциях для умения адекватно выражать свои чувства. Ведь передача эмоций –
это не только выражение лица, но и определённая поза, жесты, которые
соответствуют определённому эмоциональному состоянию. Детей необходимо
учить выражать негативные эмоции приемлемыми способами, не навредив
окружающим и применять навыки саморасслабления для снятия
психофизического напряжения. При беседе на заданную тему, дети, отвечая на
вопросы, учатся правильно формулировать свой ответ и внимательно слушать
педагога и товарищей.
Цель программы: Создание условий для полноценного психического и
личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями и возможностями, средствами сказкотерапии, песочной терапии
и арт-терапии.
Задачи:
1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики
развития ребёнка.
2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.
4

На занятиях по сказкотерапии используются игровые, коррекционные,
информационно-коммуникативные формы и методы: присутствует игровой
сюжет с персонажами, проводятся подвижные и пальчиковые игры, чтение и
обсуждение историй, релаксационные и психогимнастические упражнения,
беседы, рассмотрение и обсуждение иллюстраций, проигрывание сюжетов в
песочнице, изображение сюжета и героев.
1.3. Организация и содержание деятельности по программе
В нашей программе мы понимаем сказкотерапию как набор способов
передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как
воспитательная
систему,
сообразную
духовной
природе
человека.
Психотерапевтические методы используем для работы в развивающих целях.
Сказкотерапия, по определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, это и
«открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент
психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о
мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между
сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс
объективации проблемных ситуаций», и «процесс активизации ресурсов,
потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания
ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут
проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может
реализоваться мечта». Безусловно, все эти аспекты могут быть выделены в
содержании сказкотерапевтической работы.
Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных
видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста,
которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и
взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для
поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное
сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности:
упражнения и беседы сменяются подвижными играми, творческой
деятельностью, используются сюрпризные моменты.
Этапы занятия:
Организационный этап (ритуал входа в сказку):
- создание эмоционального настроя в группе;
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
1. Мотивационный этап:
- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
2. Практический этап:
- подача новой информации на основе имеющихся данных;
- задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения), эмоционального интеллекта и творческих
способностей;
- отработка полученных навыков на практике.
5

3. Рефлексивный этап (ритуал выхода из сказки):
- обобщение полученных знаний;
- подведение итогов занятия.
Данная программа рассчитана на 2 ступени развития:
1. «Волшебная страна чувств» для детей 5-6 лет.
Цель по определению врача-сказкотерапевта А.В.Гнездилова:
- процесс воспитания Внутреннего Ребенка,
- развития души,
- повышение уровня осознанности событий,
-приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления
созидательной творческой силы»
Задачи:
•
раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, а также на
исследование различных явлений нашей жизни;
•
формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в
собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция
поведенческих реакций;
•
стабилизация
психических
процессов,
успокоение,
расслабление,
энергетическая «подзарядка»;
•
формирование позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром
и людьми.
У детей данного возраста наиболее благоприятный период для развития
коммуникативной сферы. Они проявляют наибольший интерес при
взаимоотношениях с окружающими людьми: учатся договариваться с
партнёром по игре, без подсказки взрослого быть вежливыми. У них
совершенствуется эмоциональная сфера и для этого им необходимо
формировать положительные черты характера и нравственные качества
(щедрый – жадный, честный – лживый, трудолюбивый – ленивый, добрый –
злой).
При помощи сказочных историй у ребёнка развивается
самостоятельность и инициатива, он учится подчинять свои желания
требованиям коллектива, воспитывается умение проявлять заботу об
окружающих, развивается сочувствие и отзывчивость. После бесед и
обсуждений поступков сказочных героев у детей формируется понятие, что
надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. А так же
учатся соблюдать элементарные правила и нормы поведения, учатся оценивать
свои поступки и сверстников, и решать конфликты и спорные вопросы с
помощью речи.
2. «Я учусь владеть собой» для детей 6-7 лет.
Цель – развитие эмоциональной регуляции поведения детей,
предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в
себе.

6

Задачи:
- стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление,
энергетическая «подзарядку»;
- формирование позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром
и людьми
- формирование у дошкольников школьной мотивации, уверенности в себе;
- снижение предшкольной тревожности.
Дети подготовительной группы склонны к развитию личностной и волевой
сферы. На занятиях формируют и тренируют умения, необходимые для
обучения в школе: регулировать своё поведение, умение справляться с
трудными ситуациями, предупреждение и снижение тревожности, страхов,
повышать уверенность в себе, воспитание ценностных ориентаций и
определенной социальной позиции. С помощью специально подобранных
историй дети развивают произвольность поведения (умение управлять своими
поступками и поведением), учебную мотивацию (желание узнавать новое),
формируют эмоциональную устойчивость (умение управлять своими мыслями,
которые влияют на настроение). Учатся слушать взрослого, понимать смысл и
учатся формулировать свой ответ на заданный вопрос.
1.4. Планируемые результаты реализации программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы
в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования,
представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
При разработке данной программы, ставятся следующие конечные
результаты:
1. У
детей
формируются
социально-коммуникативные
навыки;
воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое
дело до конечного результата – получить творческий продукт свих стараний.
2. Личностное и эмоциональное развитие детей становится гармоничным и
проходит своевременно. Они учатся выражать свои эмоции и правильно
понимать настроение других, что способствует откликаться на переживания
близких и персонажей сказок.
3. Развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление,
воображение, восприятие), формируется их устойчивость.
4. Активно развивается монологическая и диалогическая речь, навыки
общения и коммуникации.
5. Раскрывается изначальный потенциал личности, её самооценки, на
исследование различных явлений нашей жизни. У детей есть возможность
7

поделиться своими переживаниями и получить ответ как справиться с трудной
ситуацией.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарный учебный график
Группа старшего
дошкольного
возраста

Содержание

Количество возрастных групп
Начало учебного года
Адаптационный период
Окончание учебного года
Летне-оздоровительный период
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Время проведения НОД
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в неделю
Регламентированный ОП, половина дня
Сроки проведения мониторинга педагогических
условий
Праздничные дни

Подготовительная
группа к школе

5-6 лет
6-7 лет
2
2
01.09.2024 г.
01.09.2024 г.
31 мая 2025 г.
31 мая 2025 г.
С 01.06.2025 г. по 31.08.2025 г.
36 недели
36 недели
5 дней
5 дней
20-25 минут
30 минут
6 часов
8 ч 30 мин
(375 минут)
(510 минут)
Первая, вторая
Первая, вторая
половина дня
половина дня
16.09.2024 г. 16.09.2024 г. 30.09.2024 г.
30.09.2024 г.
05.05.2025 г. –
05.05.2025 г. –
31.05.2025 г.
31.05.2025 г.
06 ноября, 01-08 января, 23 февраля, 08 марта,
29-30 апреля, 01 мая, 09-10 мая

*В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие
образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года,
включая каникулярное время (п.6).

8

2.2. Условия реализации программы
Программа предназначена для реализации в старшей и подготовительной
группе детского сада. Рассчитана на 2 года обучения. Периодичность занятий 1 раз в неделю с сентября по июнь. Количество занятий в год – 36.
Продолжительность занятий – 25-30 минут, время, предусмотренное
физиологическими
особенностями
возраста
детей
и
«Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами».
Каждое занятие подчинено определенным принципам:
­
тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем
и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в
природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного
процесса, что позволяет включить работу «Сказкотерапии» в целостный
образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;
­
принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до
придумывания собственных историй;
­
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности: рисование сюжета сказок;
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия,
практической деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и
постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической
безопасности, что достигается применением следующих методов проведения
занятий:
­
Словесный метод - устное изложение, беседа.
­
Наглядный метод - показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
­
Практический метод - овладение практическими умениями рисования,
лепки, аппликации.
­
Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают
готовую информацию)
­
Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания
и освоенные способы деятельности).
­
Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном
поиске решения заданной проблемы).
­
Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной
творческой работы.

9

2.3. Оценочные материалы

«Сказкотерапия»

Ребенок 6-7 лет
(подготовительная
группа)

Ребенок 5-6 лет
(старшая группа)

Имя ребенка _____________________________________________
Специалист: педагог-психолог Печёркина Наталья Михайловна
Оценка: «Не проявляет» 0 баллов,
«Частично проявляет» 1 балл,
«Уверенно пользуется» 2 балла
Достижен
Возраст
Показатели
ия
ребенка
ребенка
Владеет знаниями эмоциональной окраски
слова, его значения в процессе общения, как
влияют отрицательные эмоции на состояние
самого человека и других людей.
Сформировано нравственное поведение в
повседневной жизни и положительные
черты характера.
Сформирована
позитивная
модель
взаимоотношений с окружающим миром
Сформирована «Я – концепция»:
- владеет навыками саморегуляции;
- позитивное представление о себе.
Развиты психические процессы: память,
внимание, мышление, воображение.
Уверенность в собственных силах,
позитивное представление о себе.
Развита эмоциональная регуляция
поведения
Развит навык выделения причинноследственных связей и особенностей
поведения.
Проявляет коммуникативные способности.
Сформированы социально-нравственные
представления

10

Комментарии

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методические материалы
Сказкотерапия используется для достижения эффективности развития
детей, как способ поддержки детей словом и передачи им знаний, как метод
развития эмоционального интеллекта, как воспитательная система,
позволяющая мягко воздействовать на настроение и поведение детей. При этом
воздействие не на саму личность, а работа идет на внутреннем,
подсознательном уровне. Ребёнку на основе действий героев, закладываются
эталоны эффективного общения и взаимодействия с окружающими, тонко
формируются представления о базовых жизненных ценностях.
В сказкотерапии используются жанры: сказки, притчи, истории, потешки,
легенды, басни. Истории могут оказывать самое различное воздействие на
ребёнка. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл
каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего
образа мыслей.
На занятиях используются игровые, коррекционные, информационнокоммуникативные формы и методы: присутствует игровой сюжет с
персонажами, проводятся подвижные и пальчиковые игры, чтение и
обсуждение историй, релаксационные и психогимнастические упражнения,
беседы, рассмотрение и обсуждение иллюстраций, проигрывание этюдов.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Содержание, игры,
упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе,
новых методик и технологий. В занятия включены физкультминутки, которые
позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурносмысловые части.
Для более гармоничного и интенсивного развития познавательных
функций (внимания, памяти, воображения, мышления) и развития навыков
взаимодействия друг с другом применяется песочная терапия с использованием
различных форм и методов в комплексе с сенсорными, коммуникативными,
двигательными, познавательными и игровыми видами детской деятельности.
Различные творческие задания с природными материалами (песком, водой,
камнями, ракушками, шишками) и другими миниатюрными фигурками у детей
вызывает интерес и способствуют развитию восприятия, мелкой моторики, а
это способствует в первую очередь формированию речи, коммуникативных
навыков и социализации (адаптации к окружающему). Игры и упражнения
позволяют детям снизить психоэмоциональное напряжение, импульсивность,
тревогу и проявить познавательную активность и любознательность.

11

3.2. Рабочая программа курсов программ
Дети 5-6 лет «Волшебная страна чувств»
№ Тема
1 «Страна
«ПсихологиЯ»
(№24 стр27)

2

3

4

5

6

7

8
9

Содержание
Приветствие. Игра «Горячо-холодно»,
Изучение
карты
страны
«Психология»
и
путешествие по ней. Игра «Болото», «Пересядьте
те,
кто..»,
«Город
Помощников»,
«Театр
Настроения», «Топ-хлоп»
Правила поведения
Приветствие, разгадывание тайн:
на занятиях
1. «Приветствие с улыбкой»,
(№24 стр22)
2. «Обращение друг к другу по имени», игра
«Подарок»,
3. «Говори спокойно, вежливо, глядя в глаза»,
4. «Не бегай во время занятия, не дерись, не мешай
другим», игра «Кто, кем будет», пальчиковая
гимнастика «Замок», задание «Дорисуй ключик»,
6. «Хочешь сказать – дай нам об этом знать,
подними руку»,
7. «Прощание», подведение итогов, упр. «Доброе
тепло»
Волшебные средства Приветствие Словоежки. Игра «Угадай жест»,
понимания (№24 стр «Объясни без слов». Подвижная игра «Подмигалы».
105)
Игра «Покажи эмоцию», «Запретное движение».
Задание «Дорисуй рисунок».
Я и моё имя (№24 стр Сказка «Разноцветные имена». Раскрась своё имя.
125)
Задание «Какое моё имя». Пальчиковая гимнастика.
Выложи первую букву имени на шнурке-затейнике.
Я и мои друзья (№24 Беседа «Настоящий друг». Игра «Узнай друга».
стр 122)
Пальчиковая гимнастика "Дружба". Задание «В
гости», «Рыбалка». Игра «Угадай настроение»,
«Комплименты». Подвижная игра «Если нравится
тебе, то делай так»
Я особенный (№24
Приветствие Эхо. Беседа с Незнайкой.
Игра
стр 132)
«Волшебный стул». Пальчиковая гимнастика у
девочек и мальчиков. Задание «Игрушки», «Кто
лишний». Медитация «Волшебный цветок».
Рисунок цветка.
Я и моя семья (№24
Ребус. Игра «Семья». Фотовыставка. Чтение и
стр 117)
обсуждение сказки «Сон». Пальчиковая гимнастика
«Дружная семейка». Задание «Прятки», «Домик».
Игра «Верно-неверно», «Ассоциации».
Рисунок «Моя семья»
В гостях у сказки
Рассказ сказки «Замороженная страна», «Маша и
12

10 «Создание
волшебной страны
чувств»
11 Знакомство со
сказочной страной и
её королём
12 Слуга Радость

13 Радость начинается с
улыбки
14 Путешествие в
стране радости
15 Слуга Грусть

16 Грустить бывает
полезно
17 Совместное
рисование
18 Слуга Интерес

19

20

21
22
23

медведь»
Рассказ детям о беде волшебной страны.
Задание «Востанови и раскрась домики чувств»,
«Засели жильцов», «Нарисуй карту страны чувств»
Чтение сказки «Создание сказочной страны» и
обыгрывание её в песочнице. Обсуждение
происходящего. Ритуал выхода из сказки.
Знакомство с Веселинкой. Как она приходит к
Королю: какая звучит музыка, во что одевается
Радость, какая походка у неё, что принесёт в
подарок Королю, о чём будут разговаривать, чем
заниматься. Рисунок дома Радости. Вводится
понятие чувства Меры.
Чтение сказки «Путешествие улыбки». Обсуждение.
Упражнение «Я радуюсь, когда …»
Игра в песочнице
Знакомство с Грустинкой. Знакомство с Веселинкой.
Как она приходит к Королю: какая звучит музыка,
во что одевается Радость, какая походка у неё, что
принесёт в подарок Королю, о чём будут
разговаривать, чем заниматься. Приход Меры
Рисунок дома Грустинки.
Чтение сказки «Облако». Обсуждение. Упражнение
«Я грущу, когда …»
Арт-терапевтическая техника

Знакомство с Интересом. Как она приходит к
Королю: какая звучит музыка, во что одевается
Радость, какая походка у неё, что принесёт в
подарок Королю, о чём будут разговаривать, чем
заниматься. Рисунок дома Интереса.
Слуга Страх
Знакомство с Пуглинкой. Как она приходит к
Королю: какая звучит музыка, во что одевается
Радость, какая походка у неё, что принесёт в
подарок Королю, о чём будут разговаривать, чем
заниматься. Рисунок дома Пуглинки.
Интерес проявляй, но Рассказ сказки «Два ручейка» (в песочнице).
и о безопасности не
Обсуждение. Упражнение «Мне интересно, когда
забывай
…», «Я боюсь, когда …»
Как справиться со
Рисунок страха, обсуждение и дорисовывание
страхом
Проявляем интерес
Создание сказки по картам «Дружок»
Путешествие по
Закрепление знаний о слугах, с которыми
13

сказочной стране
24 Слуга Злость

познакомились.
Свободное
строительство
в
песочнице.
Знакомство со Злинкой. Как она приходит к Королю:
какая звучит музыка, во что одевается Радость,
какая походка у неё, что принесёт в подарок
Королю, о чём будут разговаривать, чем заниматься.
Рисунок дома Злинки.
Рассказ сказки «Котёнок» в песочнице. Обсуждение.
Упражнение «Я злюсь, когда …»
Арт-терапевтическое упражнение «Растение»

25 Сказка «Злой
котёнок»
26 Как справиться с
гневом
27 Знакомство со слугой Знакомство с Обидкой. Как она приходит к Королю:
по имени Обида
какая звучит музыка, во что одевается Радость,
какая походка у неё, что принесёт в подарок
Королю, о чём будут разговаривать, чем заниматься.
Рисунок дома Обидки.
28 Знакомство со слугой Знакомство со Стыдлинкой. Как она приходит к
по имени Вина
Королю: какая звучит музыка, во что одевается
Радость, какая походка у неё, что принесёт в
подарок Королю, о чём будут разговаривать, чем
заниматься. Рисунок дома Стыдлинки.
29 Заговор обиды
Проигрывание в песочнице, как жители страны
чувств решили прогнать из страны Злость, Обиду и
Вину. Когда они об этом узнали, то свергли Короля
и устроили войну. Дети помогают справиться с
ними и восстановить страну.
30 Крылатый, мохнатый Чтение сказки «Крылатый, мохнатый, масленый».
и масленый.
Обсуждение. Упражнение «Мне стыдно, когда…»,
«Я обижаюсь, когда…»
31 Слуга Удовольствие
Знакомство со Удивлинкой. Как она приходит к
Королю: какая звучит музыка, во что одевается
Радость, какая походка у неё, что принесёт в
подарок Королю, о чём будут разговаривать, чем
заниматься. Рисунок дома Удивлинка
32 Сказка «Детский
Чтение сказки, обсуждение. Рисунок «Мой танец»
танец на лужайке»
33 Возвращение Короля Дети вместе с принцем вспоминаю и рассказывают
и Королевы
о том, что узнали о жителях государства чувств.
Театральное представление «Покажи чувство».
34 Прощание со страной Повторение пройденного. Закрепление полученных
чувств
знаний о чувствах. Исследование эмоциональной
сферы детей (диагностика с домиками).
35 Создание сказки
Выбор карточек из колоды «Мастер сказок» и
придумывают историю
14

36 Путешествие по
сказочным мирам

Песочница

Дети 6-7 лет «Я учусь владеть собой»
№ Тема
1 Сказка – это …
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

18

19

Содержание
Сочинение сказки «Жила-была девочка…»
(с помощью метафорических карт)
Сказка о звёздной Знакомство с Зодиакалией и показ презентации о
стране Зодиакалии
созвездиях
Созвездие Овен
Чтение сказки о созвездии и обсуждение. Связь
Созвездие Телец
Созвездие Близнецы сказки с реальной жизнью. Рисунок по сказке, что
больше понравилось в ней.
Созвездие Рак
Созвездие Лев
Созвездие Дева
Житель Зодиакалии
– созвездие Весы
Созвездие Скорпион
Созвездие Стрелец
Созвездие Козерог
Созвездие Водолей
Созвездие Рыбы
Завершение
Путешествие по звёздной стране (игра в песочнице)
знакомства
со
звёздной
страной
Зодиакалией
Моя доброта
Релаксационное упражнение «Волшебная чашка».
Рисунок своей чашечки. Обсуждение.
Разные настроения Какие бывают эмоции? 7 основных эмоций
(тетрадь стр.4)
(пиктограммы). По какому поводу испытывали какиелибо настроения? Зачем нужны эмоции? Как живут
эмоции? (рисунок домик, а рядом смайлик одним
цветом изобразить). Задание 5 «Лишнее слово»
(тетрадь стр.4). Упражнение «Чем похожи и чем
отличаются» (тетрадь стр.2)
Знакомство с Памси Знакомство с Памси. Работа с текстом «Памси
и его настроениями грустит» (начало). Показ настроений с помощью 3
(с.21)
стаканов.
Беседа «Когда у тебя бывают такие настроения».
Мысли влияют на Работа с текстом «Памси грустит» (окончание).
настроение
Секрет №1 «Мысли влияют на настроение».
Упражнение «Мысли и настроение» (распределить
какие мешают, а какие помогают мысли).
15

20 Как
выбирать
мысли
(стр. 29,31)
21 Как справляться с
настроением (стр.
28)

22 Как
стать
уверенным в себе?
(стр.34)
23 Как
стать
уверенным в себе?
(стр.37)
24 Песочная терапия
25 Как делать выбор
(стр.49)
26 Как делать выбор
(стр. 52)
27 Памси
(стр 40)
28 Памси
(стр 43)

выбирает
выбирает

29 Как
добиваться
успеха (стр 55)
30 Звезда удачи (стр57)
31 Совместная удача
32 Вера в себя (стр67)

Написать мысли на рисунке домики и смайлы.
Работа с текстом «Вот если бы все было не так».
Чтение, обсуждение секрета №2 «Как выбирать
мысли». Упражнение «Даже если…» - «В любом
случае…»
Повторить какие бывают эмоции. Игра «Разрезные
облака». Упражнение «Угадай настроение героя»
(тетрадь стр.10), «Дорисуй настроение» (тетрадь
стр.9), «Определи, кого кем называют и почему»
(тетрадь стр. 8). Обсуждение, что не всегда можем
справиться с ситуацией, поэтому нужно менять
мысли. Упражнение «Даже если…» - «В любом
случае…»
Работа с текстом «Я не могу этого вынести!» (начало)
Обсуждение, как помочь Памси. В каких ситуациях
дети не могут справиться с ситуацией.
Работа с текстом «Я не могу этого вынести!»
(окончание)
Обсуждение. Игра «Я справлюсь». Упражнение «Я
справился!» (две баночки)
Работа с текстом «Памси выбирает» (начало)
Обсуждение. Правило «Выбирая, думай…»
Работа с текстом «Памси выбирает» (окончание)
Обсуждение. Секрет №3 «Как делать выбор» (три
коробочки)
Работа с текстом «Мне плохо!» (начало)
Обсуждение. Упражнение «Я сильный – я слабый!»
Работа с текстом «Мне плохо!» (окончание)
Обсуждение. Упражнение «Мусорное ведро»
Упражнение «Рисуем картинки в уме»\
Работа с текстом «Контрольная работа»
Обсуждение. Упражнение «Я смогу»
Работа с текстом «Контрольная работа»
Обсуждение. Секрет №4 «Как добиваться удачи».
Рисунок «Моя звезда удачи»
Арт-терапевтическое
упражнение
«Совместное
рисование»
Работа с текстом «Соревнования» в песочнице.
Обсуждение. Упражнение «Пройди по мостику»
Релакс «Танец». Строительство в песочнице

33 Волшебная страна
внутри нас
34 Как победить свой Работа с текстом «Ночные страхи»
страх (стр81)
Обсуждение.Рисуем свой страх. Работа с рисунками.
16

Игра «Найди способ выйти из круга».
35 Диагностика
Работа с текстом «Разноцветные камешки»
самооценки «Самый Обсуждение. Рисунок лесенки «Самый-самый»
–самый» (стр 71)
36 Повторение
Эмоциональный настрой «Подарим Памси улыбку».
пройденного
и Повторение. Пожелания Памси.
подведение итогов

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое
пособие. – Изд. 2-е перараб., доп.- М.: ТЦ Сфера, 2009: 160 с.
2. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри
нас // Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – М.: Речь, 200
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
«Речь», 2000. – 310с.

Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО

4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 1999.
5. Р.Ю. Куражева, Р.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. Цветиксемицветик. Программа интеллектуального, эмоционального, волевого
развития детей 5-6 лет. СПб.: Речь; М.; Сфера, 2011.
6. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целкина Р.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.
– М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
7. Плотникова Н.В. Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному
общению и позитивной самооценке. - СПб.: Речь, 2011. -112с.
8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2011. –
176 с.: ил.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».