Содержание I. Целевой раздел 3 1.1Пояснительная записка 3 1.2 Цель, задачи программы 8 1.3.Организация и содержание деятельности по программе 9 1.4. Планируемые результаты 14 II. Содержательный раздел 16 2.1. Календарный учебный график 16 2.2. Условия реализации программы 17 2.3. Оценочные материалы 19 III. Организационный раздел 21 2.4. Методические материалы 21 2.5. Рабочая программа (модули) курсов программы 23 Список литературы 42 2 I. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1», «Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на: формирование и удовлетворение развитие творческих индивидуальных интеллектуальном, способностей потребностей художественно-эстетическом, воспитанников; воспитанников в нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданско- патриотического, трудового воспитания. Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3. Содержание программы оформляется в учебном плане. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html 2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html 3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями) 1 3 Во исполнение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 2562 (с изменениями) максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 – 11.13). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием, либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. На основании документа «Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249», реализация программы не подразумевает 4 ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договором. В случае, если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении, получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду и рассматривается как необходимое условие формирования у дошкольников физических, интеллектуальных и личностных качеств. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка: «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций. Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это 4 Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249 5 необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым! Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение. Направленность программы: Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного 6 возраста «В гостях у песочной Феи» (далее по тексту - Программа) имеет психокоррекционную, способствовать развивающую созданию условий направленность для развития и призвана эмоциональной и познавательной сферы. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Адресат программы – дети дошкольного возраста с 2 до 5 лет. Продолжительность реализации программы – 3 года. Общее количество учебных часов – рассчитан на 40 недель в год, с недельной нагрузкой – 1 раз в неделю. Форма организации занятий – подгрупповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет - не более 20 минут, для детей 4-5 лет – не более 25 минут. Форма обучения – очная. Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников. Периодичность – 1 раз в неделю. 7 1.2. Цель и задачи программы Актуальность программы. доступная для каждого Игра с песком — это естественная и ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Цель программы: развитие эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии. Задачи: Образовательные: побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания; закрепление определенных знаний о себе и об окружающем мире; развитие речевой активности, словарного запаса; совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства; развивать тактильную чувствительность. Развивающие: стабилизировать эмоциональное состояние ребенка; способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности; развивать фантазию и образное мышление; развивать навыки социального поведения; вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой. Воспитательные: способствовать проявлению эмпатии; формировать позитивное отношение к своему «Я»; формировать позитивное отношение к сверстникам. 8 1.3. Организация и содержание деятельности по Программе Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребенка форме передаются ему знания и жизненный опыт, рассказываются события и законы окружающего мира. Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервнопсихического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций. Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на: понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона; гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка. песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира. Основные направления программы Игровая деятельность: 9 Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения. Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке. В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность. Эмоционально – волевое направление: Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей: снизить уровень нервно – психического напряжения; способствовать возникновению положительных эмоций. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия. Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов. Развивать умение слушать и слышать друг друга. Сенсомоторное направление: Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения. Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое. Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия. Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами. 10 Формирование элементарных математических представлений Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве. Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям. Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных. Развитие речи. Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям: развивать точность понимания речи; способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая словарь детей, речевые подражания; обогащать, уточнять употребление и активизировать существительных, глаголов, предлогов и используя наречий, качественных и количественных прилагательных; используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству; используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь; пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями. Структура занятия Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия. Часть 1. Вводная (ритуал приветствия, игры – разминки, пальчиковые игры). Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный контакт между детьми. Ритуал «входа» включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного 11 психологического настроя, например, встать вокруг песочницы, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, прочитать волшебное заклинание, передать по кругу «волшебный» колокольчик, игрушку или красивый стеклянный шар и т. д Часть 2. Основная. эту часть приходится Начинается основная с смысловая приветствия нагрузка песка. всего На занятия. Непосредственная работа с песком, игры, символическое путешествие, задания и упражнения с целью развития эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка. Часть 3. Завершающая (рефлексия, ритуал «выхода»), прощание с песком. Основные цели: подводить каждого участника чувства итоги принадлежности занятия, к группе создать и у закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Дети символически забирают с собой всё важное, с чем они познакомились во время сказочного путешествия в песочную страну. Занятие может закончиться каким-либо традиционным символическим жестом или действием, например, прикладыванием раскрытой ладошки к сердцу, построением башенки из кулачков — метафоры дружбы и взаимопонимания. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением воспитанников по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии: Расскажите, где мы сегодня побывали? Что вы там делали? Каким был песок? В чём отличие влажного песка от сухого? Какое у вас настроение после путешествия, что нового вы узнали? Мотивационное начало занятия Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания маленьких воспитанников педагог во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами: сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа (игрушка или видеообращение), любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное 12 путешествие в сказочную страну. стихотворения и загадки; игры; познавательные беседы; проблемные ситуации; музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Идеи для сюрпризного момента могут быть разнообразными. Формы воспитательно-образовательного процесса Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Групповые игры. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Методы и приёмы. Виды познавательных игр в песке: игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города) географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты) фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса) игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей). Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через: сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего) языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух) дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы) игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи). 13 При этом опора идет на зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики. Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки. 1.4. Планируемые результаты реализации Программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Работа по Программе позволяет достичь следующих результатов: игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые напряжения, состояния, поднимает возникновению общий положительных снижает уровень эмоциональный эмоций, нервно-психического тонус, снижение способствует агрессивности и тревожности у детей, уменьшение количества страхов; успешная адаптация детей к детскому саду; песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии); игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления; в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции; в песочнице создаются дополнительные возможности сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности); повышение самооценки у детей дошкольного возраста. 14 развития II. Содержательный раздел 2.1. Календарный учебный график Содержание Количество возрастных групп Начало учебного года Адаптационный период Окончание учебного года Летне-оздоровительный период Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю Регламентированный ОП, половина дня Сроки проведения мониторинга педагогических условий Праздничные дни мл.гр. Средняя гр. 3-4 года 4-5 лет 2 2 01.09.2021 г. 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. 31 мая 2022 г. С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г. 37 недели 37 недели 5 дней 5 дней 15 минут 20 минут 2 часа 45 минут 4 часа (165 минут) (240 минут) Первая половина дня Первая половина дня 20.09.2021 г. 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая *В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). 15 2.2. Условия реализации Программы Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: 1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; 3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; 4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; 5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; 6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; 7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 16 Оборудование для песочной терапии: Водонепроницаемый деревянный ящик. Важная составляющая любой песочницы – собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр. Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть: Фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки; Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие) Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты; Разные вещи: пуговицы, перья, монетки. Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки; Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики; Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки. Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей. Для игр с песком можно использовать: Традиционные материалы: совочки формочки машинки различные «сокровища» буквы или цифры карточки с узорами или буквами (цифрами) 17 Бросовый материал: пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц Приспособления: «расчески» для песка из пластиковых лотков «разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки) Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». 2.3. Оценочные материалы Диагностический материал. Общий характер проведения психолого-педагогической диагностики: естественный. С детьми проводится естественный психологический эксперимент. В кабинете оборудуется место для индивидуальной работы с ребенком. На столе свободно размещаются необходимые диагностические материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе диагностики. Дети приглашаются индивидуально. По ходу психологопедагогической диагностики фиксируется: выбор ребенка; внешние проявления его реакции на ситуацию; последовательность развития замысла; сочетания видов деятельности; комментарии по ходу действий; игровое и речевое развитие ребенка. Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке: состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.); уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.); уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы); 18 сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам); личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние). В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить: уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий; уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета); эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость); стиль семейных отношений (диалоги между героями); уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера; устойчивость и распределение внимания, работоспособность; воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.). В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка: уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца); уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания; умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность; на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками. 19 Индивидуальный регистрационный лист динамики развития ребёнка «В гостях у песочной Феи» Имя ребенка ________________________ Специалисты: педагог-психолог Оценка: «Не проявляет» 0 баллов, «Частично проявляет» 1 балл, «Уверенно пользуется» 2 балла Ребенок 4-5 лет (средняя группа) Ребенок 3-4 лет (2 младшая группа) Возраст ребенка Достижения ребенка Показатели Начало года Комментарии Конец года Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях Владеет активной речью, включенной в общение Проявляет умение адекватно взаимодействовать со сверстниками. Умеет выражать свои чувства и эмоции на невербальном уровне. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других Адекватно проявляет свои чувства и эмоции, может использовать речь для выражения своих мыслей Способен подчинять свои действия правилам. Умеет выражать свои чувства и эмоции на вербальном и невербальном уровне. III. Организационный раздел 3.1. Методические материалы Для более гармоничного и интенсивного развития познавательных функций (внимания, памяти, воображения, мышления) и развития навыков взаимодействия друг с другом применяется песочная терапия с использованием различных форм и методов в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными и игровыми видами детской деятельности. Различные творческие задания с природными материалами (песком, водой, камнями, ракушками, шишками) и другими 20 миниатюрными фигурками у детей вызывает интерес и способствуют развитию восприятия, мелкой моторики, а это способствует в первую очередь формированию речи, коммуникативных навыков и социализации (адаптации к окружающему). Игры психоэмоциональное и упражнения напряжение, позволяют импульсивность, малышам тревогу и снизить проявить познавательную активность и любознательность. Дети познают мир через 5 органов чувств. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется психосоматические заболевания. Лечение таких заболеваний медикаментозно не всегда приносит успеха. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети и идут на поправку. Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить. Для освобождения от гнетущего груза внутренних переживаний и достижения эффективности развития детей используется сказкотерапия, как способ поддержки детей словом и передачи им знаний, как метод развития эмоционального интеллекта, как воспитательная система, позволяющая мягко воздействовать на настроение и поведение детей. При этом воздействие не на саму личность, а работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. Ребёнку на основе действий героев, закладываются эталоны эффективного общения и взаимодействия с окружающими, тонко формируются представления о базовых 21 жизненных ценностях. В сказкотерапии используются жанры: сказки, притчи, истории, потешки, легенды, басни. Благодаря им на ребёнка оказывается самое различное воздействие, имеющее воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории ребёнок воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. 3.2. Рабочая программа (модули) курсов Программы В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Программа кружковой работы «В гостях у песочной Феи» комплексно решает задачи, направленные на ознакомление с окружающим, коррекцию психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики и формирование первичных компетентностей по всем основным линиям развития ребёнка. Игра с песком - это не простое время препровождение, а много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает мотивация применять ребенка в реальности узнавать новое, самостоятельно. 22 свой «песочный» опыт. экспериментировать Повышается и работать Дети 2-3 лет «Волшебный мир вокруг нас» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Тема Давайте познакомимся Песочные зайчики заблудились Сказка «Как Зайчик полюбил детский сад» Лабиринты зайчиков Песочный торт Дождик Волшебная палочка Волшебное печенье Перчатки Фото на песке Волшебные линии Мамин праздник Островок Сказка про Капризку Здравствуй зимушка-зима Новогодняя ёлка Прогулка в лес Прогулка в лес (дикие животные) Сказка «Теремок» Прогулка в лес (Собираем грибы и ягоды) Сказка про Зайца-забияку Путешествие в деревню (встреча с бабушкой и дедушкой) Сказка «Колобок» Путешествие в деревню (домашние животные) Подарок для бабушки Сказка «Курочка Ряба» Путешествие в деревню (овощи) Путешествие в деревню (фрукты) Сказка «Как Оля свой животик накормила» Встречаем весну-красну Сказка «Заюшкина избушка» Путешествие в город Экскурсия по городу (транспорт) Экскурсия по городу (здания) Сказка Про мальчика Колю Круиз по морю В гостях у золотой рыбки Знакомство с морскими обитателями Сказка про маленькую весёлую рыбку Создание сказочного мира Итого 23 Кол-во занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 Октябрь Сентябрь № Тема Цели и задачи Содержание Игра «Поймай мыльный пузырь». Упражнение «Из одной руки в другую». Работа с картинками К.Р. Овсепян «Я иду в детский сад» (рассматривание иллюстраций, беседа, описание эмоционального состояния героя, ответы на вопросы по картинкам). 1 Давайте познакомимся 1.Знакомить детей друг с другом. 2.Создавать благоприятную атмосферу на занятии. 3. Уменьшение времени адаптации к условиям детского сада, коллектива сверстников. 2 Песочные зайчики заблудились 1. Способствовать психоэмоционального напряжения. 3 Сказка «Как Зайчик полюбил детский сад» 4 Лабиринты зайчиков 5 Дождик 6 Песочный торт Методический материал К.Р. Овсепян «Я иду в детский сад» снятию Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики Песочница, Зайчики гулять». Приветствие песка, знакомство с ним и его песочными жителями – зайчиками. Игра «Прятки». Песочная разминка. 2. Развитие игровых навыков в песочнице, соблюдение правил Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики Песочница, зайчики безопасности. гулять». Переход в песочницу, приветствие песка. Поиск зайчиков. Рассказ сказки в 3. Развивать у детей навыки песочнице. Свободная игра с песком. общения со сверстниками и педагогами. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики Подносы, песок, гулять». Переход в песочницу, приветствие камушки, ракушки, 4. Уменьшение времени песка. Поиск зайчиков. Рисование в подносе Зайчики адаптации к условиям детского лабиринта и выкладывание его камнями или сада, коллектива сверстников. ракушками. 1. Способствовать снижению Пальчиковая гимнастика «Дождик». тревожности и проявления Приветствие песка. Песочная разминка и игры с агрессивности. Зайчиками. Знакомство детей со свойствами песка сухой-мокрый. 2. Развитие игровых навыков в песочнице, соблюдение правил Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики безопасности. гулять». Переход в песочницу, приветствие 24 Лейка, вода, Зайчики, песочница Формочки для лепки, лейка, вода, Зайчики, 7 Волшебная палочка 8 Зайчик идёт в гости 9 Перчатки Ноябрь 10 Фото на песке 11 Волшебные линии Декабр ь 12 Мамин праздник 13 Островок песка. Поиск зайчиков. Смачивание и песочница 3. Развивать у детей навыки перемешивание песка. Лепка куличиков и общения со сверстниками и украшение их. педагогами. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики Счётные гулять». Переход в песочницу, приветствие песочница песка. Поиск зайчиков. Рисование палочкой на песке. палочки, Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики Песочница, Зайчики, гулять». Переход в песочницу, приветствие камушки, ракушки песка. Поиск зайчиков. Рисование и выкладывание дорожек от домика к домику. 1. Развивать положительное Пальчиковая гимнастика «Семья». Переход в Песочница, бусины отношение ребенка к себе и песочницу, приветствие песка и зайчиков. окружающим людям. Рисование ладошек на песке и украшение их бусинами. 2. Способствовать развитию коммуникативных навыков Пальчиковая гимнастика «Семья». Переход в Песочница, зайчики ребенка с помощью совместной песочницу, приветствие песка и зайчиков. игровой деятельности. Рисование на песке портрета Зайчика по схеме. 3. Способствовать проявлению Пальчиковая гимнастика «Семья». Переход в эмпатии. песочницу, приветствие песка и зайчиков. Рисование на песке разных линий. Пальчиковая гимнастика «Семья». Переход в песочницу, приветствие песка и зайчиков. Рисование на песке цветов для мамы и украшение их. 1. Развивать у детей навыки Пальчиковая гимнастика «Прогулка». Переход в Подносы, песок, вода общения со сверстниками и песочницу, приветствие песка и зайчиков. и лейка взрослыми. Создание островков на подносах. 25 14 Сказка про Капризку 2. Расширение знаний об Пальчиковая гимнастика «Прогулка». Переход в Миниатюрные окружающем мире, знакомство песочницу, приветствие песка и зайчиков. фигурки, песочница с признаками зимы Рассказ сказки в песочнице. 15 Здравствуй зимушказима 3. Снижение уровня нервно- Пальчиковая гимнастика «Прогулка». Переход в психического напряжения. песочницу, приветствие песка. Песочная разминка. Рисование и выкладывание снеговика 4. Побуждать детей к активным на песке. действиям и концентрации внимания Пальчиковая гимнастика «Новый год». Переход в песочницу, приветствие песка. Рисование на подносах елочки и украшение её. 1. Знакомство детей с Пальчиковая гимнастика «В лес по ягоды». особенностями леса, Переход в песочницу. Песочная разминка. растениями и животными. Постройка леса. 16 Новогодняя ёлка 17 Прогулка в лес Январь 18 Прогулка в лес (дикие животные) 19 Февраль 20 21 22 2. Учить выполнять действия за Пальчиковая гимнастика «В лес по героев сказки. Переход в песочницу. Постройка леса и с животными и их детёнышами. 3. Вызывать состояние покоя, чувство уверенности в себе, Пальчиковая гимнастика «В лес по защищенности и возможности Переход в песочницу. Постройка леса. побыть самим собой. сказки в песочнице. Песочница, камушки и ракушки Песочница, бусины Миниатюрные фигурки деревьев, травы, цветов, ягоды». Миниатюрные встреча фигурки деревьев, травы, цветов, животных Сказка «Теремок» ягоды». Миниатюрные Рассказ фигурки деревьев, травы, цветов, животных для сказки Прогулка в лес Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». Пластилин, (Собираем грибы и Переход в песочницу. Песочная разминка. миниатюрные ягоды) Постройка леса, собирание грибов, лепка из фигурки деревьев, пластилина ягод. травы, цветов, грибов Сказка про Зайца1. Развивать у детей навыки Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». Миниатюрные забияку общения со сверстниками и Переход в песочницу. Постройка леса. Рассказ фигурки деревьев, взрослыми. сказки в песочнице. травы, цветов, животных для сказки Путешествие в деревню 2. Учить выполнять действия за Пальчиковая гимнастика «В гости к бабушке». Миниатюрные 26 (встреча с бабушкой и дедушкой) фигурки деревьев, травы, камушки, бабушка и дедушка Миниатюрные фигурки для сказки, деревья, домик. 24 Путешествие в деревню 4. Побуждать детей к активным Пальчиковая гимнастика «В гости к бабушке». Миниатюрные действиям и концентрации Переход в песочницу. Постройка дома бабушки фигурки (домашние животные) домашних внимания. и дедушки. Знакомство с их домашними животных животными и их детёнышами. Апрель Март 23 Сказка «Колобок» героев сказки, проговаривать Переход в песочницу. Постройка леса и дорожки слова. к деревне. Встреча с бабушкой и дедушкой. Постройка дома. 3. Расширять знания о домашних животных и их Пальчиковая гимнастика «В гости к бабушке». детёнышах. Переход в песочницу. Рассказ сказки. 25 Подарок для бабушки 1. Совершенствовать умения и Изготовление подарка на 8 марта из цветного Цветной песок, клей навыки практического общения. песка. ПВА. 26 Сказка «Курочка Ряба» 2.Стабилизировать эмоциональное детей. Пальчиковая гимнастика «Маланья». Переход в Миниатюрные состояние песочницу. Проигрывание сказки. фигурки для сказки, деревья, домик. Пальчиковая гимнастика «Маланья». Переход в Миниатюрные 27 Путешествие в деревню 3. Учить детей различать и песочницу. Постройка огорода и сбор овощей. (овощи) фигурки овощей, называть обобщающие слова бабуши, дедушки и их фрукты и овощи. дома Пальчиковая гимнастика «Маланья». Переход в Миниатюрные 28 Путешествие в деревню (фрукты) песочницу. Постройка сада с саженцами и сбор фигурки бабушки, фруктов. дедушки, их дома деревьев и фруктов. 1. Развивать стремление к Пальчиковая гимнастика «Сказки». Переход в Миниатюрные 29 Сказка «Как Оля свой животик накормила» общению со взрослыми и песочницу. Проигрывание сказки. фигурки для сказки активно подражает им в Пальчиковая гимнастика «Сказки». Переход в 30 Встречаем веснудвижениях и действиях. красну песочницу. Рисование на песке. 2. Развивать интерес к сказкам, Пальчиковая гимнастика «Сказки». Переход в Миниатюрные 31 Сказка «Заюшкина эмоционально откликаться на избушка» песочницу. Проигрывание сказки. фигурки для сказки произведения. Пальчиковая гимнастика «Сказки». Переход в Миниатюрные 32 Путешествие в город 27 Май 3. Расширять знания о песочницу. Постройка леса, дороги в город и изменении в природе весной. городских домов и зданий. 4. Развитие мелкой моторики. фигурки зданий 33 Экскурсия по городу (транспорт) 34 Экскурсия по городу (здания) 35 Сказка Про мальчика Колю 36 Круиз по морю 1.Развивать знания детей о транспорте. 2. Развивать игровые навыки со сверстниками. 3. Расширять знания об особенностях города Миниатюрные фигурки транспорта Миниатюрные фигурки зданий Миниатюрные фигурки для сказки В гостях у золотой рыбки Знакомство с морскими 38 обитателями 1. Расширение знаний о морских обитателях. 2. Вызывать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой. Июнь 37 Сказка про маленькую весёлую рыбку Создание сказочного 40 мира 39 Пальчиковая гимнастика «Дружба». Переход в песочницу. Проигрывание сказки. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Переход в песочницу. Постройка города. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Переход в песочницу. Проигрывание сказки. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Переход в песочницу. Постройка моря. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Переход в песочницу. Постройка моря, игры с рыбкой. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». Переход в песочницу. Постройка моря, игры с рыбкой и её друзьями, морскими жителями. Пальчиковая гимнастика «Сказки». Переход в песочницу. Проигрывание сказки. Свободная игра. 28 Миниатюрные фигурки морских обитателей Миниатюрные фигурки для сказки Миниатюрные фигурки Дети 3- 4 лет «Много знаем и умеем» № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Знакомство с песочной Феей Давайте дружить с песочными жителями Зайчики играют Зайчики в гости приглашают Сказка про Зайца-забияку Волшебные пальчики Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки. Фото на песке Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь Волшебное путешествие Создание подарка для мамы Создание подарка для мамы Восприятие величины (большой – маленький) Здравствуй, Зима Сказка «Маша–растеряша». Обобщение: одежда, обувь. Весёлый новый год Разноцветный паровозик. Восприятие цвета. Восприятие формы Игра по замыслу Восприятие величины (широкий – узкий) Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель Восприятие длины (длинный – короткий) Мальчики-одуванчики Игра по замыслу Девочки-припевочки Сказка про Колдунью-врунью Путешествие в страну Радость Полезное колдовство День смеха Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые Игра по замыслу Путешествие в страну Грусть Волшебник страх Путешествие в страну Злость Обобщение: овощи, фрукты Сокровища пирата Страна Вообразилия Сказка «Теремок». Обобщение: животные. Сказка «Федорино горе». Обобщение: посуда. Волшебные строители Итого 29 Кол-во занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 № Сентябрь 1 2 3 4 5 Октябрь 6 7 8 Тема Цели и задачи Знакомство с песочной 1.Знакомить детей с песочными Феей персонажами и правилами игры в песочнице. 2. Развитие тактильных Давайте дружить с ощущений; снижение тревожности, перепадов песочными жителями Зайчики играют настроения. (лабиринт) 3. Развитие игровых навыков в Зайчики в гости песочнице, соблюдение правил безопасности. приглашают Сказка забияку про Зайца- 1. Учить детей положительно взаимодействовать друг с другом. 2.Способствовать сплочению группы. Волшебные пальчики 1. Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. 2. Формировать положительное отношение к содержанию занятия. Сказка «Сбежавшие 1. Воспитание бережного игрушки». Обобщение: отношения к своим вещам, игрушки. игрушкам. 2. Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей. Фото на песке 1. Учить рисовать последовательно. Содержание Приветствие Феи. Упражнение «Давайте познакомимся». Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять». Рассказ стихотворения о правилах игр в песочнице. Подвижная игра «Карусель». Приветствие Феи. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять». Поиск в песочнице зайчиков. Тактильная разминка. Игра «Прятки», «Озорные зайки пляшут на лужайке», «Наши зайцы заскучали и друзей к себе позвали». Методический материал Фея Песочные зайчики, песочница Песочные зайчики, подносы, камушки и ракушки Песочные зайчики, подносы, бусины Приветствие Феи. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Проигрывание сказки в песочнице Миниатюрные фигурки для сказки, песочница, песочные зайчики Приветствие Фей. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Игра «Зайчатки играли и перчатки потеряли». Миниатюрные фигурки для сказки, песочница, песочные зайчики Приветствие Феи. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Сказка «Сбежавшие игрушки». Миниатюрные фигурки для сказки, песочница, песочные зайчики Приветствие Феи. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Игра «зайчики играли и портреты Подносы на каждого ребёнка, счётные 30 Ноябрь 9 10 11 12 Декабрь 13 14 15 2. Создание благоприятной рисовали» атмосферы на занятии. Сказка «Репка». 1. Способствовать Приветствие Феи. Пальчиковая Дружба, взаимопомощь нравственному развитию детей «Дружба». Сказка «Репка» путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. 2. Создавать нравственные основы личности ребенка. Волшебное путешествие 1. Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. 2. Снятие эмоционального напряжения Подарок для мамы 1.Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. 2. Развивать мелкую моторику. Восприятие величины 1.Развитие восприятия (большой – маленький) величины: большой маленький. 2. Развитие мыслительной операции «сравнение». Здравствуй «Зимушка- 1. Развитие познавательных зима» психических процессов. 2. Расширение знаний признаков зимы. Сказка «Маша– 1.Воспитание бережного растеряша». отношения к своим вещам, Приветствие Феи. Пальчиковая «Семья». Игра «Островок для зайчика» палочки гимнастика Миниатюрные фигурки для сказки, песочница. гимнастика Миниатюрные фигурки для сказки, песочница, песочные зайчики Приветствие Феи. Пальчиковая гимнастика Картинки цветов, клей «Семья». Создание подарка для мамы. ПВА, цветной песок Пальчиковая гимнастика «Мышь Задание «Лабиринт». Упражнение «Лишний домик». и слон». Подносы для песка, картинки предметов больших и маленьких Игра «Снежинки, сугробы, сосульки». Пальчиковая гимнастика «Погода». Задание «Снеговик» Пальчиковая гимнастика «Большая стирка». Сказка Л.Ф. Воронкова «Маша–растеряша» 31 Миниатюрные фигурки для сказки Обобщение: обувь. 16 17 одежда, игрушкам. 2. Развитие познавательных психических процессов. Весёлый новый год 1.Развитие стремления к общению со взрослыми, активно подражать им в движениях и действиях Разноцветный 1. Развитие восприятия (цвета). паровозик. Восприятие 2. Развитие умения различать цвета. цвета (красный, синий, желтый, зеленый). 3. Развитие навыка цветового соотнесения. Восприятие формы 19 Игра по замыслу Январь 18 Февраль 20 21 Игра «Снежинки, сугробы, сосульки». Задание «Запоминай-ка», «Бусы на елку». Кружки разного цвета Пальчиковая гимнастика «Снежок». Игра «Цветной паровозик». Упражнение «Соберем гирлянду». Разноцветный паровозик из картона. 1. Развитие восприятия формы: Игра «Геометропаровоз». круг, квадрат, треугольник. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». 2. Развитие умения различать Задание «Нарисуй фигуру» геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. 1.Развивать фантазию и воображение. 2. Формировать интерес к творческим играм. Восприятие величины 1. Развитие восприятия (широкий – узкий) величины (широкий – узкий). 2. Развитие умения соотносить предметы по величине. Сказка «Три медведя». 1. Развитие эмпатии. Обобщение: мебель 2. Развитие умения находить мебель и называть обобщающее слово. Геометрические фигуры Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном». Свободная игра. Миниатюрные фигурки, песочница. Игра «Путешествие в лес», «Запоминай-ка», «Большие ноги». Задание «Широкий – узкий». Широкие и узкие полоски на каждого ребёнка Игра «Три медведя», «Медведь в берлоге». Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». Сказка «Три медведя» Миниатюрные фигурки для сказки, песочница. 32 22 23 24 25 Март 26 27 28 Восприятие длины 1. Развитие восприятия длины: (длинный – короткий) длинный – короткий. 2. Развитие умения соотносить предметы по величине. Мальчики-одуванчики 1. Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо). 2. Развивать навыки самоконтроля. Игра по замыслу 1.Развивать фантазию и воображение. 2. Формировать интерес к творческим играм. Девочки-припевочки 1. Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо). 2. Развивать невербальное и вербальное общение. Игра «Путешествие Гусеницы». Задание «Длинный – короткий». Сказка про Колдунью- 1. Развивать чувство врунью потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. Путешествие в страну 1. Знакомство с эмоцией Радость «Радость». 2. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Полезное колдовство 1.Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и Пальчиковая гимнастика «Дружба». Сказка про Колдунью - врунью. Игра «Угадай, кто это?», «Ракета хорошего настроения». Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»; Упражнение «Попади в цель». Пальчиковая гимнастика «Дружба». Свободная игра. Миниатюрные фигурки, песочница. Игра «Уборка», «Поварята». Пальчиковая гимнастика «Цветки». задание «Кукла», «Бусы», «Наряд». Динамическая пауза «Солнышко». Пальчиковая гимнастика «Веселый гном». Задание «Радостная страничка». Упражнение «Гномик», «Буратино». Пальчиковая гимнастика «Дружба». Сказка «Полезное колдовство». 33 Миниатюрные фигурки для сказки, песочница. Миниатюрные фигурки для сказки, песочница. 29 Апрель 30 31 32 Май 33 34 взаимопомощи. 2. Создавать нравственные основы личности ребенка. День смеха 1. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. 2. Развивать интерес детей к окружающему миру. 3. Развивать творческое мышление. Здравствуй, Весна. 1. Развивать умение определять Обобщение: насекомые и называть насекомых. 2. Расширять знания детей о признаках весны и изменений в природе. Игра по замыслу 1.Развивать фантазию и воображение. 2. Формировать интерес к творческим играм. Путешествие в страну 1. Знакомство с эмоцией Грусть «грусть». 2. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. Волшебник страх 1. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. 2. Знакомство с эмоцией «страх» Путешествие в страну 1. Знакомство с эмоцией «гнев». Злость 2. Развитие умения распознавать это Игра «Едем в гости». Задание «Угощение для кролика», «В комнате смеха», «Вспоминай-ка» Игра «Подснежники», «Солнечный зайчик». Динамическая пауза «Путешествие на луг», «Жук». Пальчиковая гимнастика «Гусеница»; Задание «Лабиринт». Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном». Свободная игра. Миниатюрные фигурки, песочница. Пальчиковая гимнастика «Грустный гном»; задание «Грустный утенок», «Ребята в поезде»; Сказка «Курочка Ряба» Миниатюрные фигурки для сказки, песочница. Пальчиковая гимнастика «Испуганный гном». Упражнение «Победитель страха» Фигурки из коричневой бумаги разной формы Пальчиковая гимнастика «Сердитый гном». Упражнение «Победитель злости». 34 35 Обобщение: фрукты 36 Сокровища пирата 37 38 Июнь эмоциональное состояние и учитывать в процессе общения с другими детьми. овощи, 1. Развитие мыслительной Пальчиковая гимнастика «В огороде». операции «обобщение» Путешествие в деревню к бабушке и дедушке (в (фрукты, овощи). сад и огород). 39 40 1.Способствовать пониманию детьми ценностей в дружбе и взаимопомощи. 2. Создавать нравственные основы личности ребенка. Страна Вообразилия 1.Развивать фантазию и воображение. 2. Формировать интерес к творческим играм. Сказка «Теремок». 1. Развитие навыков общения. Обобщение: животные. 2. Развитие познавательных психических процессов. Пальчиковая гимнастика «Дружба». Сказка «Сокровища пирата» Миниатюрные фигурки для сказки, песочница. Пальчиковая гимнастика «Волшебник». Задание «Чудо-дерево». Сказка «Так и не так». Пальчиковая гимнастика «На лужок». Задание «Раздели на группы», «Кто живет в лесу». Сказка «Теремок». Сказка «Федорино 1.Развитие коммуникативной и Игра «Посуда». горе». Обобщение: эмоциональной сфер детей. Сказка «Федорино горе». посуда. 2.Развитие умений различать и называть посуду. Волшебные строители 1.Развивать фантазию и Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном». воображение. Свободная игра. 2. Формировать интерес к творческим играм. 35 Миниатюрные фигурки для сказки, песочница. Миниатюрные фигурки посуды Миниатюрные фигурки, песочница. Дети 4-5 лет «Путешествия с Гномиком» № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Вводное занятие Путешествие в страну Радости Мое веселое настроение Путешествие в страну Грусти Рассмеши принцессу Несмеяну Мы в группе детского сада Игра по замыслу Путешествие в страну Удивления Удиви мышку Путешествие в страну Страха Маленький Гномик и Баба Яга Победим страх Здравствуй зимушка-зима Путешествие в страну Злости Победитель злости Королевство эмоций Игра по замыслу Путешествие в страну Отвращение Мы узнали много нового Путешествие в страну Вина Ты не виноват Гуси-лебеди Путешествие Гусеницы Сказка «Пчёлка» Игра по замыслу Сказка «Как прошлое с будущим поспорили» Мы все такие разные Путешествие в страну Зависть Зависть – это не всегда плохо Сказка «Клад» Наши эмоции Сокровища пирата События и эмоции Белыш и черныш Игра по замыслу Мотивы поведения Сказка «Полезное волшебство» Мы слушаем настроение Сказка про колдунью-врунью Город мастеров Итого 36 Кол-во занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 Сентябрь № 1 Вводное занятие 2 Путешествие в страну Радости 3 Мое настроение 4 Путешествие в страну Грусти Рассмеши принцессу Несмеяну 5 веселое Мы в группе детского сада 7 Игра по замыслу 8 Путешествие в страну Удивления Удиви мышку Октябрь 6 9 Ноябрь Тема 10 Путешествие в страну Страха Цели и задачи Содержание 1. Знакомство с лесными человечками – гномиками; установка на дальнейшую работу. 2. Развитие игровых навыков в песочнице, соблюдение правил безопасности. 3. Расширять представление детей об эмоции «радость», «грусть». 4. Формировать представление детей о поступках, которые приносят радость 1. Формировать умение находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением. 2. Формировать умение общаться со сверстниками, способствовать сплочению коллектива. 3. Расширять представление детей об эмоции «удивление». 4. Снижение психоэмоционального напряжения. 1. Формировать умение выражать свои эмоции. 2. Расширение представлений детей об эмоции «страх». 3. Формирование умения Разминка. Упражнение «Гномики в лесу». Упражнение «Кто сидит справа (слева) от меня». Рисунок «Маленькие человечки». Заключение. Игра «Я радуюсь, когда…». Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму». Рисунок «Веселые гномы». Разминка. Упражнение «Моя улыбка похожа на…», «Разноцветные шары». Игра «На полянке». Рисунок «Мой цветок». Игра «Я грущу, когда…». Упражнение «Покажи эмоцию». Этюд «Золушка». Разминка. Игра с песком «Рассмеши принцессу Несмеяну». Методический материал Гномик, бумага, цветные карандаши Песочница, фигурки Песочница, фигурки, бусинки Песочница, фигурки Песочница, фигурки Упражнение «Моё настроение утром». Игра «Про Обидку и Грустинку». Подвижная игра «Мы играем вместе». Этюд «Разные ситуации». Упражнение «Невидимая нить». Самостоятельная игра детей. Песочница, фигурки, клубок Упражнение «Прогулка по стране Удивления». Сказка «Круглые глаза». Рисунок «Чудеса». Разминка. Этюд «Фокусник в цирке». Игра с песком «Удиви мышку». Упражнение «Страх – это…». Упражнение «Посмеемся над страхами». Рисунок «Страшный сказочный герой». Песочница, фигурки 37 Песочница, фигурки Песочница, фигурки бумага, цветные карандаши 11 12 Декабрь 13 14 15 16 17 Январь 18 19 Упражнение «У страха глаза велики». Этюд «Маленький Гномик и Баба Яга». Песочница, фигурки Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Слушай и показывай». Играинсценировка «Пчелка в темноте». Здравствуй зимушка- 1. Закреплять знания детей о Игра «Логико – малыш» (Зимние забавы). зима изменениях в природе зимой. Игра «Снежинки, сугробы, сосульки». 2. Расширять представление Пальчиковая гимнастика «Погода». детей об эмоции «злость, гнев», Задание «Санки», «Найди пару». способствовать проявлению социально Упражнение «Шкала злости». Этюд «Злой Путешествие в страну эмоции приемлемыми способами, принц». Упражнение «Прогони злость». Злости ослабление агрессивного поведения. Победитель злости Разминка. Игра с песком «Победитель злости». 3. Учить детей анализировать свою агрессивность и устранять Игра «Снежинки, сугробы, сосульки». Королевство эмоций ее через игру и позитивное Пальчиковая гимнастика «Погода». поведение. Задание «Снеговик», «Мешок с подарками». Песочница, фигурки Игра по замыслу Песочница, фигурки 1. Познакомить детей с эмоцией «отвращение», «вина». Закреплять умение в Путешествие в страну 2. словесной форме выражать Отвращение свои чувства, развивать навыки Мы узнали много общения. 3. Учить детей адекватному нового сопоставлению поступка и Путешествие в страну эмоции. Вина Ты не виноват Ф ев ра ль 20 Маленький Гномик и выражать эмоцию страха, Баба Яга проговаривая характерные детали этого чувства. 4. Знакомство со способами Победим страх избавления от страха. 21 Самостоятельная игра детей. Упражнение «Кто что «Бабушка ошиблась». любит». Песочница, фигурки Песочница, фигурки Песочница, фигурки Этюд Песочница, фигурки Упражнение «Узнай эмоцию». Этюд «Еж и лягушка». Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится». Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда…». Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как». 1. Закрепить умение выражать Разминка. Беседа «Ты не виноват». Этюд Песочница, фигурки, картинки с эмоциями 38 не Логико-малыш планшеты, картинки Песочница, фигурки Песочница, фигурки 22 23 24 25 Март 26 27 28 Апрель 29 30 31 32 Май 33 34 эмоцию «вина-стыд». 2. Развивать активный словарь эмоциональных состояний. Путешествие Гусеницы 3. Создание доброжелательной атмосферы в группе. 4. Развивать воображение, выразительность речи и Сказка «Пчёлка» движений Игра по замыслу 1. Развитие воображения. 2. Снятие психоэмоционального Сказка «Как прошлое с напряжения. 3. Продолжать учить детей будущим поспорили» адекватному сопоставлению Мы все такие разные поступка и эмоции. Путешествие в страну 4. Познакомить детей с эмоцией «зависть». Зависть «Грибники». Упражнение «Маски». Сказка «Гуси-лебеди» Зависть – это не всегда 1. Воспитывать плохо доброжелательное отношение к окружающему миру и близким людям. Сказка «Клад» 2. Развивать представление детей о себе, формировать Наши эмоции адекватную самооценку. 3. Продолжать учить детей Сокровища пирата позитивным способам общения со сверстниками. События и эмоции 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Развивать умение детей понимать, какие мотивы скрываются за поведением Белыш и черныш Игра «Отгадай настроение сказочных героев». Песочница, фигурки Беседа «Зависть – это не всегда плохо». сказка «Трудолюбивый Ежик». Разминка. Упражнение «Сравни эмоции». Пиктограммы, Проигрывание сказки в песке песочница, фигурки Упражнение «Я чувствую». Этюд «Сломанные Песочница, фигурки качели». Рисунок «Поезд эмоций». Разминка. Игра «Слушай и отгадывай эмоцию». Песочница, фигурки, Проигрывание сказки в песке музыкальные отрывки с настроением Упражнение «Какое у меня настроение». Бумага, цветные Упражнение «Что чувствует мальчик?». Рисунок карандаши «Событие и переживание». Гуси-лебеди Упражнение «Разные эмоции». Играинсценировка «Путешествие Гусеницы». Игра «Отгадай настроение сказочных героев». Разминка. Сказка «Пчёлка». Самостоятельная игра детей. Упражнение «Тренируем эмоции». Сказка «Как прошлое с будущим поспорили» Разминка. Упражнение «Вспоминал-ки». Этюд «Грязнуля». Упражнение «Завистники». Этюд «Завистливая Белочка». Рисунок «Что нового мы узнали». Разминка. Упражнение «Отгадай животное и его 39 Бумажные маски, песочница, фигурки Пиктограммы, песочница, фигурки Картинки с героями, Песочница, фигурки Песочница, фигурки Песочница, фигурки Песочница, фигурки Картинки с разными 35 36 37 Июнь 38 39 40 окружающих людей. настроение». Проигрывание сказки в песке. эмоциями, песочница, 3. Развитие у детей фигурки коммуникативных навыков, Самостоятельная игра детей. Игра по замыслу Песочница, фигурки внимания, умения работать с партнёром, способствовать сплочению детского коллектива Разминка в песочнице. Игра «Мотивы Песочница, фигурки Мотивы поведения поведения». Сказка «Полезное 1. Закрепить полученные Сказка «Полезное волшебство». Рисунок «Мой Песочница, фигурки волшебство» знания и умения детей плохой и хороший поступок». 2. Формирование понимания Мы слушаем того, что одни и те же Игра «Слушай и отгадывай эмоцию». Рисунок Песочница, фигурки, предметы, действия, события «Слушаю и рисую». настроение музыкальные отрывки могут быть причиной с настроением эмоциональных Сказка про колдунью-врунью. Упражнение Песочница, фигурки Сказка про колдунью- различных состояний, могут вызывать у «Какое настроение у героя». врунью разных людей разные Самостоятельная игра детей. Город мастеров Песочница, фигурки настроения. 3. Развитие эмпатии. 40 Список литературы 1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006. 2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. 3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с. 4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с. 6. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006. 7. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005. 8. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с. 9. Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь, 2011. – 61с. 10. Куражева Р.Ю., Вараева Р.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.. Цветиксемицветик. Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. СПб.: Речь; М.; Сфера, 2011. 11. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. – 176. 41 12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 176 с. 13. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград: «Учитель», 2015. – 122 с. 42