Здоровый ребенок в любую погоду

1

Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Цель, задачи программы

6

1.3 Организация и содержание деятельности по программе

9

II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график

14

2.2. Условия реализации программы

15

III. Организационный раздел
3.1. Создание условий реализации программы

19

3.2. Мониторинг полноты и качества реализации программы по
сохранению и развитию здоровья детей дошкольного возраста

20

Приложение

22

Список литературы

27

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным

общеобразовательным

программам1,

Концепции

развития

дополнительного образования детей2 содержание дополнительных образовательных
программ должно быть ориентировано на: формирование и развитие творческих
способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном
развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся.
Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными
программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним
образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3.
Содержание программы оформляется в учебном плане.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие
образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные
программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6).
Во исполнение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. N2562 (с изменениями) максимально допустимый объем образовательной
нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 –
11.13).
На основании документа: Комментарии к ФГОС дошкольного образования
Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249: реализация программы не
подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа
2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL:
http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
2
6 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4
сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html
3
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с
изменениями)
1

3

услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется
договорам. В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания
детей в учреждении получение воспитанником дополнительной платной услуги может
осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии
фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не
является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют
свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации,
осуществляющей образовательную деятельность4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706
г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
августа 2013 г. N 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных
образовательных услуг» платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо
образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или)
юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным
государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении
субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг
условиях.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.
Необходимо вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья. В связи с
этим чрезвычайно важно создавать новые оздоровительные программы и условия в
дошкольных образовательных организации, поскольку в этот период у ребенка
закладываются основные навыки по формированию здоровья.
Долгое время считалось, что улучшение медицинского обслуживания решит
проблему здоровья детей. Сегодня очевидна ошибочность таких представлений.
В условиях сложившейся экологической обстановки (природной и социальной)
проблема здоровья дошкольников приобретает особую остроту. С учетом наметившихся
тенденций прогноз улучшения этой картины в ближайшие годы выглядел бы
Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08249
4

4

неоправданно оптимистичным. В Уставе Всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических
дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой
конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную
сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья
между обществом, индивидумом и медицинскими работниками. Здоровье как
общественная проблема охватывает комплекс медико-биологических, психологических,
физкультурно-оздоровительных и социальных наук.
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот
период

закладываются

фундамент

здоровья

и

долголетия,

выносливости

и

сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена
еще и тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому
обучению в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и
психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и
адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
В этой связи закономерно, что дошкольное образование в последние годы тоже
повернулось лицом к данной проблеме, ведь от состояния здоровья детей напрямую
зависит благополучие любого общества. Статистика современного состояния здоровья
дошкольников. За последние 10-15 лет: на 8,1 % снизилось число здоровых детей; на 6,7%
увеличилось

число

детей

с

нарушениями

в

физическом

развитии

и

предрасположенностью к патологиям. число здоровых дошкольников уменьшилось в 5
раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %
(по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра
здоровья детей РАМН); на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %); на 2 – болезни
органов пищеварения (6,0 %); в среднем по России, у 10 % детей (0-14 лет) снижены
показатели физического развития; около 7 % дошкольников и младших школьников
страдают ожирением.
Одной из задач Центра является охрана и укрепление здоровья детей,
совершенствование их физического развития, повышение защитных свойств организма,
улучшение физической и умственной работоспособности. Задача укрепления здоровья
детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения
нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить

5

здоровье ребёнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима
планомерная целенаправленная работа.
Мы считаем, что проблема оздоровления детей - это не компания одного дня
деятельности, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего
коллектива образовательного организации на длительное время.
В Центре была разработана и реализуется программа сохранения и укрепления
здоровья воспитанников «Здоровый ребенок в любую погоду» (далее Программа).
1.2. Цели и задачи программы по сохранению и развитию здоровья
воспитанников
Миссия Центра: обеспечение положительной динамики в состоянии здоровья
детей.
Цель программы: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья
детей.
Задачи программы «Здоровый ребёнок в любую погоду»:
­ охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие,
повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную
работоспособность;
­ формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к
своему здоровью;
­ воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе
общечеловеческой культуры;
­ приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта (лыжи, баскетбол, футбол,
волейбол, ритмика);
­ развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость
и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;
­ формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым
видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических
упражнений;
­ способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта,
связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний;
­ создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка,
комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие;
­ обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с
учётом

современных

научных

подходов,

мониторинга

и

оценки

влияния

оздоровительных технологий на организм ребенка.

6

Основные принципы программы:
­ научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ,
технологий и методик);
­ доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с
возрастными особенностями детей);
­ активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске
эффективных методов оздоровления дошкольников);
­ сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
­ единства

диагностики

и

коррекции

(правильная интерпретация

результатов

медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов,
методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
­ систематичности

(реализация

лечебно-оздоровительных,

профилактических

мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
­ целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий
четко определенной цели);
­ оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);
­ адресности

(медико-педагогическое

воздействие

по

нозологическим

формам

заболеваний).
Достижение поставленной цели и задач требуют создания необходимых условий, а
именно:
­ кадрового и мотивационного обеспечения;
­ научно – методического обеспечения;
­ материально – технического обеспечения.
Программа «Здоровый ребенок в любую погоду» реализуется посредством
здоровьесберегающих

технологий.

Можно

выделить

следующие

виды

здоровьесберегающих технологий, используемых в Центре: медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка; здоровьесберегающие образовательные технологии.
Составляющие элементы медико-профилактических технологий:
­

организация мониторинга здоровья дошкольников;

­

организация и контроль питания детей дошкольного возраста;

­

контроль за физическим развитием дошкольников;

­

закаливание;

­

организация профилактических мероприятий в детском саду;

­

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
7

­

организация здоровьесберегающей среды в ДОО.
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительных технологий:

­

развитие физических качеств, двигательной активности;

­

становление физической культуры дошкольников;

­

дыхательная гимнастика;

­

массаж и самомассаж;

­

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

­

оздоровительная гимнастика;

­

физиолечение;

­

кислородный коктейль.
Основной целью данной технологии является развитие физических качеств и

двигательной активности детей и профилактика здоровья детей.
Технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребёнка:
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения
развития ребёнка; эмоционально благоприятная обстановка в группе.
Основная цель – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего
психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на
здоровье

детей

различных

оздоровительных

мероприятий,

составляющих

здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих
приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему,
направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и
задач.

8

1.3. Организация и содержание деятельности по программе
ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК

РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СЛУЖБА

Врач педиатрневролог

ВОСПИТАТЕЛИ

ПЕДАГОГИ

Участие в
мероприятиях

Физиотерапия

Закаливание

Логопедический пункт

Эмоциональное
благополучие

Поддержание системы
оздоровления дома

Аквааэробика

Зарядка

Физическое воспитание

Социализация

Сотрудничество с
медиками и
педагогами

Массаж

Пальчиковая
гимнастика

Физкультурные минутки

Адаптация
Самообразование

Кислородный
коктейль

Общие праздники

Оздоровительная
гимнастика

Летняя программа

Подготовка к школе

Скэнер-одеяло

АДМИНИСТРАЦИЯ

Создание условий

Контрольно-диагностическая функция

Здоровье коллектива

9

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРАВЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ
ОСНОВЕ
Программа «Здоровый ребенок в любую погоду» включает в себя медицинское
сопровождение ребенка (лицензия № ЛО-66-01-005471 от 10.07.2018г.) по договору с
МАУ ДГП № 13 специалисты поликлиники оказывают первичную доврачебную и
врачебную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по: вакцинации
(проведение профилактических прививок); лечебному делу; сестринскому делу в
педиатрии.
№
Формы и методы
пп
1. Обеспечение
здорового ритма
жизни

Содержание
­ адаптационный период
(наблюдение специалистов,
щадящий режим);
­ гибкий режим;
­ организация микроклимата и
стиля жизни группы на основании
нормативно-правовых документов
­ утренняя гимнастика;
­ физкультурно-оздоровительные
занятия;
­ подвижные и динамические игры;
­ спортивные игры;
­ пешие прогулки, коллективные
походы
­ умывание, мытье рук;
­ игры с водой;
­ обеспечение чистоты среды;
­ проветривание помещений;
­ прогулки на свежем воздухе;
­ обеспечение температурного
режима и чистоты воздуха.

Контингент
детей
все группы

2.

Физические
упражнения

все группы

3.

Гигиенические и
водные процедуры

4.

Свето-воздушные
ванны

5.

Активный отдых

­
­
­
­

развлечение, праздники;
игры-забавы;
дни здоровья;
физкультурные минутки

все группы

7.

Оздоровительное
питание

­
­

рациональное питание;
индивидуальное меню (аллергия)

все группы

8.

Свето и
цветотерапия

­
­

все группы

9.

Музыкальная
терапия

­

обеспечение светового режима;
цветовое и световое
сопровождение среды и учебного
процесса
музыкальное сопровождение
режимных моментов;

все группы
все группы

все группы

10

№
пп

Формы и методы

Содержание

­
­

музыкально-театральная
деятельность;
интеграция с другими предметами
игры и упражнения на развитие
эмоциональной сферы;
коррекция поведения;
игры на подавление
отрицательных эмоций и снятие
невротических состояний;
релаксация
сказкатерипия
босохождение;
ленивая гимнастика
осмотр узких специалистов ДГБ
№ 13 (окулиста, эндокринолога,
хирурга-ортопеда, невролога)
клуб любящих родителей;
периодическая печать

­

пальчиковая гимнастика;

­
10. Психологическое
сопровождение

­
­
­
­

11. Закаливание
13. Стимулирующая
терапия
14. Пропаганда
здорового образа
жизни
16. Массаж

­
­
­
­
­

Контингент
детей

все группы

все группы

все группы
все группы

11

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРАВЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ ПО
ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК В ЛЮБУЮ ПОГОДУ»
По инициативе родителей (законных представителей) на учебный год заключается
договор на медицинское сопровождение детей по программе «Здоровый ребенок в
любую погоду» по оздоровлению (Лицензия на медицинскую деятельность № ЛО-66-01002110 от 17.09.2013г.) В программу включены две консультации врача педиатраневролога (в начале учебного года и в конце), а также курсы оздоровительной
гимнастики, массажа, скэнер-одеяло. Кроме того, по назначению врача ребенку
проводятся физиотерапевтические процедуры: электрофорез, амплипульс, ультразвук,
ингаляторий, магнитолазер, УВЧ, УФО.
По запросу родителей (законных представителей) в общий курс можно добавить
аквааэробику с посещением комнаты теплолечения.
№
пп

Формы и методы
Физические
упражнения
Гигиенические и
водные процедуры
Фитотерапия
Физиотерапия

Стимулирующая
терапия
Массаж

Содержание
­ оздоровительная гимнастика
­ аквааэробика (с посещением сауны).
­ кислородные коктейли
- электрофорез
- ультразвук
- ультратон
- УФО
- УВЧ
- ингаляторий
- амплипульс
- магнитотерапия
- скэнер-одеяло
­ консультирование и наблюдение
врача-невролога.
­ лечебный массаж;
­ профилактический массаж

Контингент
детей
Все
воспитанники по
инициативе
родителей
По показанию
врача

12

ПОЗИТИВНОЕ ПАРТНЕРСТВО ЦЕНТРА И СЕМЬИ –
ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ /приложение №2/
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА
 Эмоциональный
комфорт
 Анкетирование
 Групповые и
индивидуальные
консультации
 Коррекционная работа
 Тренинги родительской
эффективности
 Информационные
письма
 Памятки
 Традиционные встречи
«Дни открытых дверей»

 Семинар-практикум «В
мире чувств и
настроений»
 Семейные вечера
 Выставки творческих
работ родителей и семей

 Родительская почта
 Брошюра «Ваш ребенок
идет в детский сад»
 Библиотека для
родителей

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА
 Формирование
социальной
компетентности
 Игры-тренинги с
участием детей и
родителей
 Гостиные:
педагогические,
литературные,
музыкальные
 Создание семейной и
групповой библио-,
видео-, и фонотеки

 Адаптация детей к
условиям общественной
жизни
 Памятки для родителей
и информационные
письма
 Семейные проекты по
проблемам адаптации
 Психологопедагогическое
анкетирование

 Приобщение к
ценностям
национальной и мировой
культуры
 Копилка ответов и
вопросов «Отправляясь
в отпуск»
 Объедение усилий по
защите прав ребенка
 Педагогический
лекторий «Конвенция по
правам ребенка»
 Творческие мастерские

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Оздоровление и
профилактика
 Заполнение
индивидуальных
маршрутов здоровья
 Информационные
листы, памятки для
родителей
Здоровый образ жизни
 Час семейных
увлечений: пеший
туризм
 Выявление
потребностей социума
по вопросам ЗОЖ

Психологический
микроклимат и комфорт
 Родительская почта
 Игры-тренинги
 Клуб любящих
родителей
 Семейные проекты
детей и родителей

Рациональное питание
 Памятка по
диетическому питанию
 Практикум для
родителей
Адаптация ребенка к
условиям детского сада
 Фотоальбом группы
«Шаг в новый мир»
 Создание видеотеки о
жизни детей в Центре
«Нескучный сад»

13

II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Содержание
Количество возрастных
групп
Начало учебного года
Адаптационный период
Окончание учебного
года
Летне-оздоровительный
период
Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели
Время проведения НОД
Максимально
допустимый объем
образовательной
нагрузки в неделю
Регламентированный
ОП, половина дня
Сроки проведения
мониторинга
педагогических условий
Праздничные дни

1 мл.гр.
2-3 года
1

2 мл.гр.
3-4 года
2

Средняя гр.
4-5 лет
2

Старшая гр.
5-6 лет
3

Подготов.гр.
6-7 лет
2

01.09.2021 г.
С 01.09.2021
г. по
30.11.2021 г.
31 мая 2022 г.

01.09.2021 г.
-

01.09.2021 г.
-

01.09.2021 г.
-

01.09.2021 г.
-

31 мая 2022 г.

31 мая 2022 г.

31 мая 2022 г.

31 мая 2022 г.

С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
37 недели

37 недели

37 недели

37 недели

37 недели

5 дней

5 дней

5 дней

5 дней

5 дней

8-10 минут
90 минут

15 минут
2 часа 45 минут
(165 минут)

20 минут
4 часа
(240 минут)

20-25 минут
6 часов
(375 минут)

30 минут
8 ч 30 мин
(510 минут)

Первая,
вторая
половина дня
16.05.2022 г. –
31.05.2022 г.

Первая
половина дня

Первая
половина дня

Первая,
Первая,
вторая
вторая
половина дня половина дня
20.09.2021 г. - 20.09.2021 г. - 20.09.2021 г. - 20.09.2021 г. 4.10.2021 г.
4.10.2021 г.
4.10.2021 г.
4.10.2021 г.
16.05.2022 г. –
16.05.2022 г.
16.05.2022 г.
16.05.2022 г.
31.05.2022 г.
– 31.05.2022
– 31.05.2022
– 31.05.2022
г.
г.
г.
4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая

*В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность,
реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное
время (п.6).

14

2.2. Условия реализации программы
Создание интегрированной коммуникационной среды в Центре обеспечивает,
прежде всего, психологический комфорт всех участников образовательных отношений
Центра. А ощущение комфорта в жизнедеятельности мотивирует педагогов на
повышение качества образования и улучшение педагогического процесса, родителей –
на доброжелательное и доверительное отношение к учреждению, а на детей влияет
особым образом – это воспитание творчески активной личности, способной
воспринимать,

чувствовать,

сопереживать,

восхищаться

и

одновременно

оздоравливаться красотой, чувствами и эмоциями.
Дизайн – концепция интегрированной коммуникационной среды Центра основана
на детском взгляде на проектированную среду. В ее основу положен близкий детям образ
Одного дня – утро, день, вечер, ночь.
Зонирование проектированной среды:
­ «Лестница с видом на закат»
­ «Причал вечернего ветра»
­ «Гавань отражений»
­ «Веревочный мостик»
­ «Галерея солнечных впечатлений»
­ «Башня снов»
­ «Гостиная Вещи и сны»
Каждая зона имеет свое собственное настроение и легко перетекает в следующую
зону, образует уютную гармонию пространства. /Приложение № 3/
Управление реализацией программы и ее результативностью на основе
полученных в процессе мониторинга данных строится в виде ежегодных планов по
стратегическому, тактическому и оперативному уровням, в которых учитываются:
­

круг вопросов, входящих в компетенцию каждого уровня управления;

­

содержание деятельности по реализации программы;

­

сроки выполнения коррекционных действий;

­

периодичность контроля

15

Функции управления
1. Информационноаналитическая

2. Мотивационноцелевая

Содержание основной деятельности административного аппарата
МАДОУ ЦРР – детского сада № 550 «Академия Успеха»
по реализации программы сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Заместитель
Заместитель
Заведующий Центра
Психолог
заведующего по МД заведующего по ВМР
Организация,
Создание банка
Формирование банка Формирование банка
формирование
данных новых
данных по состоянию данных о
информации (сбор,
исследований в
ВМР, исполнению
психологических
анализ, переработка, области
протоколов
особенностях детей
хранение) по
оздоравливания и
педсоветов по темам Центра на основе
программе
двигательной
«Социальнотестов, тренингов,
оздоравливания
активности детей
личностное развитие диагностик,
детей
детей», «Закаливание коррекционной
детей в Центре»,
работы с
«Организация
подгруппами детей
питания в МБДОУ», (готовность к школе,
«Возрастные кризисы агрессия,
развития детей
тревожность, КРС,
дошкольного
ДДЧ и др.)
возраста»
Формирование цели
Формирование цели
Формирование
Консультирование
на новый учебный
по развитию научно- ближайших и
администрации по
год по программе
методической и
перспективных задач адекватной
оздоравливания
экспериментальной
для реализации цели постановке задач
детей. Создание
деятельности
года
перед
комплексной
коллектива: изучение
педагогическим
программы
научных
коллективом,
оздоравливания
исследований в
медицинским
детей и выход на
области развития
персоналом
индивидуальную
здоровья детей
траекторию

Врач-невролог,
медицинская сестра
Формирование банка
данных о здоровье
детей (анализ
заболеваемости,
рекомендации
специалистов,
выполнение
рекомендаций)

Формирование цели
на учебный год,
создание и
реализация плана
оздоравливания
детей Центра

16

Функции управления

Заведующий Центра

3. Плановопрогностическая

Осуществление и
координация
деятельности по
выполнению
программы
оздоравливания
детей

4. Организационноисполнительская

Осуществление
общего руководства
по оптимизации
деятельности
управленческого
аппарата на
основании
циклограмм и плана
работы Центра на
учебный год
Осуществление
контроля по всем
основным

5. Контрольнооценочная

Заместитель
заведующего по МД
Планирование и
прогнозирование
развития научнометодической и
экспериментальной
деятельности
педагогического
коллектива

Заместитель
заведующего по ВМР
Планирование
организации и
содержания работы
по программе
оздоравливания
детей с
педагогическим
коллективом

Организация
исполнения плана
научно-методической
работы и
деятельности

Организация
исполнения
программы
оздоравливания
детей; выявления,
обобщения и
распространения
ППО

Осуществление
контроля, анализа и
оценки

Осуществление
контроля, анализа и
оценки состояния
ВОП Центра

Психолог
Проведение
диагностики
готовности к школе,
формирования
эмоциональной
сферы ребенка с
применением
различных методик,
прогнозирование
разрешения
конфликтных
ситуаций, разработка
рекомендаций,
проведение
коррекционных
занятий
Организация
тестирования,
анкетирования
педагогов, детей,
родителей

Осуществление
анализа результатов
тестирования и
анкетирования детей,

Врач-невролог,
медицинская сестра
Планирование
организации и
проведения
индивидуального
оздоровления детей

Осуществление
руководства по
оздоравливанию
детей по
медицинским
показателям и
рекомендациям

Осуществление
контроля за
оздоровительной
работой Центра,

17

Функции управления

Заведующий Центра
направлениям
деятельности Центра

Заместитель
заведующего по МД
экспериментальной
работы

Заместитель
заведующего по ВМР

Психолог
родителей и
выявление основных
проблем
управленческой
деятельности

Врач-невролог,
медицинская сестра
выявление основных
проблем
заболеваемости
детей. Оценка
состояния
оздоровительнгой
работы в Центре

18

III. Организационный раздел
3.1. Создание условий реализации программы

1.
2.

1.

2.

3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
1.
2.

3.

4.
5.

Мероприятия
I. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Доукомплектация штата медицинских сотрудников Центра: врач-педиатр, массажист
Повышение профессиональной компетентности:
­ воспитателей в сфере закаливания детей
­ врача-педиатра, медсестры по лечебной физкультуре, медсестры по массажу,
медсестры физиопроцедурного кабинета – профессиональное направление
­ помощников воспитателей – ФГОС ДО
­ педагогического коллектива – организация двигательной активности детей
II. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Приобретение необходимого оборудования
­ информатизация медицинского блока
­ тонометр автоматический с детской манжетой
­ спортивного (лыжи, мячи, фитболы, ласты)
Осуществление ремонта
­ массажного кабинета
­ игровых площадок
­ сауны
­ бассейна
Оборудование помещений:
­ комната психологической разгрузки для сотрудников
Введение дополнительных образовательных услуг физкультурно-спортивной
направленности
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в МАДОУ (соблюдение ТБ
при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт
мебели и оборудования)
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Разработка программы оздоравливания детей в МАДОУ
Разработка индивидуальной карты развития ребенка, включая оздоровительный
аспект
Изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления
­ сеансы самооздоровления В.Т. Кудрявцева
Участие в научно-практических конференциях, семинарах по вопросам оздоровления
IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ
Упорядочивание учебной нагрузки и активного отдыха детей (введение
каникулярных недель, разработка программы «Я выбираю»
Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологическое
сопровождение занятий, санитарно-гигиенические условия, методы и формы
обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия, соблюдение
режимных моментов)
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья
детей (проведение цикла лекций в Клубе Любящих Родителей, консультации
психологов, медицинских работниокв, педагогов, проведение индивидуальных
встреч администрации с родителями)
Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей
Регуляция процесса питания
19

1.

2.

V. МОТИВАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ
Повышение профессионального мастерства педагогов на курсах, семинарах и др. (по
возрастной психологии, оздоровительной педагогике В.Т. Кудрявцева, встреча с
психотерапевтов В.Н. Пузыревым )
Создание программы «Забота» - профилактика заболеваний сотрудников ресурсами
МАДОУ

3.2. Мониторинг полноты и качества реализации программы по сохранению и развитию
здоровья детей дошкольного возраста
Главное значение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного
процесса обратной связью, которая позволяет вносить последующие изменения в ход
реализации программы с целью повышения ее результативности.
Ключевыми задачами при организации мониторинга результативности программы
являются:
­ Определение критериев результативности;
­ Отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов;
­ Установление степени соответствия результатов реализации программы ее целям.
Система показателей (критериев) мониторинга включает следующие их группы:
­ Текущие значения показателей физического развития;
­ Наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья;
­ Данные о заболеваниях, травмах, операциях;
­ Пропуски в посещении ребенком Центра; по случаям хронических, простудных,
инфекционных заболеваний;
­ Показатели изменения мотивации занятий физической культурой;
­ Спортивные достижения воспитанников;
­ Наличие подготовленных и мотивированных кадров.
В своей совокупности предлагаемая система показателей оценки полноты и качества
реализации

программы

отвечает

требованиям

всесторонности,

системности,

взаимодополняемости, объективной оценки. Мониторинг должен быть ориентирован на
определенную ступень обучения, предусматривать различные источники и способы
получения информации (результаты медицинской и психологической диагностики, анкетные
опросы участников воспитательно-образовательного процесса, экспертное оценивание.
Отчетность внутри Детского сада).
Система

мониторинга

результативности

программы

должна

обеспечиться

оптимальным сочетанием внешнего оценивания и самооценивания; включением оценочных
процедур, проводимых по планам вышестоящих органов управления образования.
20

Оценочные показатели, используемые в системе мониторинга, периодически должны
подвергаться уточнению.
Оценка состояния здоровья дошкольников проводится в начале и конце учебного года
медицинскими работниками. Информация предоставляется по установленным формам
отчетности, анкетированию родителей

21

Приложение
Анкетный опрос родителей для выявления жалоб ребенка
Уважаемые родители!
Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально
точно ответить на вопросы, отметив в правом столбце «1» те жалобы и нарушения
здоровья, которые вы отмечали у ребенка, и «0» напортив жалоб, которые вы не отмечали
в состоянии ребенка. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего
ребенка и своевременного врачебного совета.
Фамилия, имя ребенка
________________________________________________________________________
Группа _______________
Дата заполнения анкеты ______________
Отмечали ли Вы у ребенка в течение последнего года:
1
Боли в животе 1 раз в неделю и чаще, в том числе:
1.1
- перед посещением ДС
1.2
- после приема пищи
1.3
- натощак (до еды)
1.4
- ночью
2
Тошноту 1 раз в неделю и чаще
3
Отрыжку 1 раз в неделю и чаще
3
Горечь во рту 1 раз в неделю и чаще
4
Изменение аппетита, в том числе:
4.1
- аппетит стал повышенным
4.2
- ухудшение аппетита
4.3
- аппетит постоянно плохой
5
Нарушение стула 1 раз в неделю и чаще, в том числе:
5.1
- запоры
5.2
-поносы
6
Аллергические реакции на какую либо пищу, в том числе:
6.1
- сыпь на коже, кожный зуд
6.2
- отеки лица, губ, языка
6.3
- затрудненное дыхание
7
Головные боли (чаще 1 раза в неделю), в том числе:
7.1
- беспричинные
7.2
- при волнении
7.3
-после или при физической нагрузке
7.4
- после посещения ДС
7.5
- утром
7.6
- вечером, перед сном
8
Слабость, утомляемость после возвращения из ДС
9
Слезливость (чаще 1 раза в неделю)
10
Частые колебания настроения
11
Страхи (темноты, грозы, собак и др.)
12
Страх посещения ДС (игр с детьми, занятий с воспитателями,
занятий по физической культуре и др.)
13
Нарушения сна, в том числе:
13.1
- долгое засыпание
13.2
- чуткий сон

ОТМЕТКА
1 или 0

22

13.3
13.4
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
24.1
24.2
25
26
26.1
26.2
26.3
27
28
29
30
30.1
30.2
30.3
30.4
30.5
30.6
31
32
33
34
34.1
34.2
34.3

- трудное пробуждение по утрам
- снохождение
Повышенная потливость или появление красных пятен при
волнении
Головокружения, неустойчивость при перемене положения тела
Обмороки, полуобморочные состояния
Двигательная расторможенность (ребенок не может долго усидеть
на месте)
Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы,
грызет ногти, сосет палец, часто мигает)
Ночное недержание мочи
Боли в области поясницы
Боли или резь при мочеиспускании
Боли, неприятные ощущения в области сердца
Сердцебиение, перебои
Боли и/или ощущение тяжести, в том числе:
- в мышцах ног
- в мышцах шеи и спины
Боли в спине при длительной ходьбе и сидении, наклоне туловища
Боли в суставах, в том числе:
-тазобедренном
-коленном
-других суставах
Боли в стопах
Боли в пяточной области
Появление кариозных зубов
Ухудшение состояния кожи и ее придатков (волос, ногтей), в том
числе:
-покраснения отдельных участков кожи, появление эрозий, трещин,
расчесов, корочек
- сухость и шелушение кожи
- «заеды» (трещины) в углах губ
постоянные трещины на коже губ
- усиление выпадения волос
- ломкость и другие изменения ногтей
Ухудшение зрения
Ухудшение слуха
Приступы удушья, кашля, приступообразное появление
свистящих хрипов в груди
Частые простудные заболевания (4 и более раз в год):
Часто насморк (4 и более раз в году)
Часто кашель (4 и более раз в году)
Часто потеря голоса (4 и более раз в году)

23

Таблица 1
Протокол комплексной оценки эффективности оздоровления ребенка за
смену
Группа
Фамилия, имя
Дата рождения (число, месяц, год)

Возраст

Дополнительная информация (наличие хронических болезней и т.д.)
Показатели состояния здоровья

Начало
года

Конец
года

Баллы

Физическое развитие
Длина тела (см)
Масса тела (кг)
Индекс ДП
Артериальное давление мм рт. ст.
ЧСС за 1 минуту
ЖЕЛ (мл)
Заболеваемость за год (+/-)
Острая заболеваемость
Обострение хронических болезней
Группа диспансерного наблюдения

-

Физическая подготовленность
Динамометрия сильнейшей руки, кг

Всего баллов:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ (отметить):

Выраженный
Слабый
Отсутствует
Ухудшение

24

Таблица 2
Протокол комплексной оценки эффективности оздоровления детей по
Группе «
»
№

Фамилия, имя
Выраженный

Оздоровительный эффект
Слабый
Отсутствует

Ухудшение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Всего:

Таблица 3
Протокол комплексной оценки эффективности оздоровления детей в целом по
МАДОУ
Группа

Выраженны
й
Колоздоровительный
во
эффект %
абс.
детей

Слабый оздоровительный эффект
абс.
%

Отсутстви
е
оздоровитель
ного
абс. эффекта
%

Ухудшение
здоровья
абс.

%

Группа №
Группа №
Группа №
Группа №
Группа №
Всего:

25

Итого:
Количество детей с ухудшением здоровья (на 100 чел.)

%

Количество детей с выраженным оздоровительным эффектом (на 100 чел.)
детей со слабым оздоровительным эффектом (на 100 чел.)

% Количество

% Количество детей с

отсутствием оздоровительного эффекта (на 100 чел.) %
Материально-техническое обеспечение метода
Медицинский кабинет учреждения оснащен:
­
ростомером,
­
весами,
­
динамометром,
­
спирометром,
­
тонометром,
­
секундомером.
Это позволит оценить эффективность оздоровления детей на основе динамики показателей
физического
развития,
функциональных
возможностей
организма,
физической
подготовленности за предусмотренный программой оздоровления период.
Эффективность использования метода
Комплексная оценка эффективности оздоровления детей позволит оценить работу
МАДОУ ЦРР – детского сажа № 550 «Академия Успеха», провести анализ качества оздоровления
в целом по учреждению за определенный период, ретроспективно в долгосрочный период и в
сравнении с другими подобными учреждениями.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и п одростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН
наибольшее количество детей с выраженным эффектом оздоровления (45,8% – 66,7%)
отмечается в организациях с правильно организованным распорядком дня; рациональным
питанием; максимальным пребыванием детей на свежем воздухе, с использованием
естественных факторов природы, проведением занятий по физической культуре и спорту,
профилактики заболеваний.

26

Список литературы:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля
2012 г. № 366-н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи».
2. Методическое пособие «Организация медицинского контроля за развитием и
здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их
оздоровление в условиях детского сада, школы», М., Промедэк, 1993г.
3. Оценка физического развития детей и подростков в образовательных учреждениях.
Профилактика ожирения у школьников /Пособие для медицинских работников
образовательных учреждений.–М.:Издательство Научного Центра здоровья детей
РАМН, 2013г.
4. Оценка физического развития детей и подростков в образовательных организациях
(второе издание), М.: Издатель Научный центр здоровья детей, 2014г.
5. Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных
учреждениях отдыха и оздоровления детей: Методические рекомендации МР
2.4.4.0011-10. / Авт. Кучма В.Р., Звездина И.В., Мустафина Э.З. – М.: Федеральный
центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011г.
6. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
7. Гигиенические рекомендации по организации воспитания и обучения детей
предшкольного (старшего дошкольного) возраста в образовательных учреждениях.
Методические рекомендации / Управление Роспотребнадзора по г. Москве; ГОУ
ВПО ММА имени И.М. Сеченова / Авт. Синякова Д.В., Мамчур Н.Н., Кучма В.Р. и
со-авт. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009г.
8. Гигиенические рекомендации по организации воспитания и обучения часто
болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях оздоровительного
вида г. Москвы. Методические рекомендации / Управление Роспотребнадзора по г.
Москве; ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова / Авт. Синякова Д.В., Мамчур Н.Н.,
Кучма В.Р. и соавт. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2009г.
9. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их
оздоровления. Методические рекомендации Минздравсоцразвития России / Авт.
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. М: Минздравсоцразвития России,
2006г.
10. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения» Утв. МОПО РФ 14.05.2000 № 65/23-16.
11. Кучма В.Р. Вишневецкая Т.Ю., Ямщикова Н.Л., Скоблина Н.А., Платонова А.Г.,
Милушкина О.Ю., Синякова Д.В. Исследование физического развития детей и
подростков в системе социально-гигиенического мониторинга (методические
указания) // Утверждены Зам. главного государственного санитарного врача г.
Москвы 12.07.99 г.
27

12. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в
дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и
среднего профессионального образования / под ред. чл-корр. РАМН, проф. В.Р.
Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2012г.
13. Универсальная оценка физического развития младших школьников. Пособие для
медицинских работников. / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Н.А. Скоблина
и др. –М.: НЦЗД РАМН, 2010г.
14. Баранов А.А.,Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые
подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных
учреждениях: руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008г.
15. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их
оздоровления. Методические рекомендации М.: Минздравсоцразвития России,
2006г.
16. Методические
рекомендации
«Организация
питания
образовательных учреждениях. МосМР 2.4.5.00-04. М.-2004г.

в

дошкольных

17. Исследование саногенетического статуса детей и подростков в процессе
образовательной деятельности. Утв.гл. врачом ЦГСЭН в г. Москве 29.11

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».