!!!12. кружок Легоконструирование 5-7 лет

Содержание
I. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель, задачи программы

7

1.3. Организация и содержание деятельности по программе

8

1.4. Планируемые результаты

11

II Содержательный раздел

13

2.1. Календарный учебный график

13

2.2. Условия реализации программы

14

2.3. Оценочные материалы

15

III. Организационный раздел

16

2.4. Методические материалы

16

2.5. Рабочая программа курсов (модули)

17

Список литературы

39

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1»,
«Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание
дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано
на: формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
удовлетворение

индивидуальных

интеллектуальном,

потребностей

воспитанников

в

художественно-эстетическом,

нравственном

и

интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания.
Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным
общеобразовательными

программам

определяются

и

утверждаются

организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность
(Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3. Содержание
программы оформляется в учебном плане.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. №
1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»:

организации,

деятельность,

реализуют

осуществляющие
дополнительные

образовательную

общеобразовательные

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа
2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] –
URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
2
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4
сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html
3
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с
изменениями)
1

3

программы в течение всего календарного года, включая каникулярное
время (п.6).
Во исполнение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей

и

молодежи»:

Постановление

Главного

государственного

санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 2562 (с
изменениями) максимально допустимый объем образовательной нагрузки
должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4
– 11.13).
На основании документа «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249»,
реализация программы не подразумевает ограничений на оказание
дополнительных

платных

образовательных

услуг

воспитанникам.

Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договором. В
случае, если Программа реализуется в течение всего времени пребывания
детей в учреждении, получение воспитанником дополнительной платной
услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в
группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе.
Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители
(законные представители) воспитанника используют свое право на выбор
формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей
образовательную деятельность4.
В

соответствии

с

Постановлением

Правительства

Российской

Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания
платных образовательных услуг» платные образовательные услуги не
могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое
обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований

Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08249
4

4

федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность за
счет

бюджетных

субъектов

ассигнований

Российской

федерального

Федерации,

местных

бюджета,

бюджетов

бюджетов,

вправе

осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц
платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным
государственным или муниципальным заданием, либо соглашением о
предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при
оказании одних и тех же услуг условиях.
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы
«Легоконструирование» больше, чем другие виды деятельности,
подготавливает почву для развития технических способностей детей.
«Легоконструирование»

объединяет

экспериментированием,

следовательно,

речевую

дошкольников,

деятельность

в

себе

элементы

активизирует
развивает

игры

с

мыслительноконструкторские

способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной
активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их
дальнейшего обучения в школе.
Использование Лего-конструктора является великолепным средством
для

интеллектуального

интеграцию

различных

развития
видов

дошкольников,
деятельности.

обеспечивающее

Программа

носит

интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода
в обучении.
Сегодня

обществу

необходимы

социально

активные,

самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
5

Инновационные

процессы

в

системе

образования

требуют

новой

организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а
также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи,
которые

стоят

сегодня

перед

педагогом

в

рамках

федеральных

государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в
первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с
этим, огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском
саду является создание 3D-моделей из Лего-конструкторов, которые
обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт,
получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане
формирования умения и навыков исследовательского поведения. Лего–
конструирование

способствует

формированию

умению

учиться,

добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире,
закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей

отличительной

особенностью

стандартов

нового

поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий
чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС
дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что
требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным
формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная
деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет
педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в
режиме игры.
Адресат программы – дети дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Продолжительность реализации программы – 2 года.
Общее количество учебных часов – 2 года обучения, рассчитан на
36 недель в год, с недельной нагрузкой – 2 раза в неделю.
6

Форма организации занятий – подгрупповая (по возрастам).
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей
от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30
минут.
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных
областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Форма обучения – очная.
Особенности

организации

образовательного

процесса

–

подгрупповая, индивидуальная.
Режим, периодичность и продолжительность образовательной
деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и
расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с
возрастом воспитанников. Периодичность – 2 раза в неделю.
Цели и задачи реализации программы

1.2.

Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство.
Целый

ряд

специальных

заданий

на

наблюдение,

сравнение,

домысливание, фантазирование служат для этого достижения.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая
условия для развития конструкторских способностей воспитанников,
предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные
наглядность,

дидактические

принципы

последовательность

и

программы:

доступность

систематичность

обучения

и
и

воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному,
возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном
творческом уровне.
7

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у
старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на
основе Легоконструирования.
Задачи:
 развивать

у

дошкольников

интерес

к

моделированию

и

конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
 обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
 формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
 совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в
паре,

коллективе;

выявлять

одарённых,

талантливых

детей,

обладающих нестандартным творческим мышлением;
 развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее
речевое развитие и умственные способности.
1.3.

Организация и содержание деятельности по программе

Примерный учебно-тематический план 1-ый год обучения (4-5
лет)
№
п\п
1
2
3

4

5
6
7

Кол-во
часов

Тема
Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.
Исследователи цвета Лего – деталей. Скрепление Лего – деталей.
Сборка прямой змейки.
Исследователи цвета Лего – деталей. Строим разноцветные
башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая.
Исследователи цвета Лего – деталей. Строим разноцветные
башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая
синяя и низкая синяя. Игра «Самый быстрый и внимательный».
Закрепление формы, цвета, скрепления деталей. Спонтанная
деятельность детей. Обыгрывание построек.
Конструируем узкие и широкие ворота и заборчик по прямой
Конструируем домик с окном
Конструирование по замыслу: домик и заборчик.
8

Сентябрь 1
Сентябрь

1

Сентябрь

1

Сентябрь

1

Октябрь
Октябрь
Октябрь

1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Свободная игровая деятельность детей. Строим город.
Обыгрывание построек. Выставка работ
Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик
Конструируем мебель: диван, кровать
Моделирование домашних животных: кошка, собака, цыпленок,
курица, лошадка
Объединение построек домик и домашние животные.
Обыгрывание построек. Выставка работ
Учимся читать схему легкового автомобиля. Конструирование
легкового автомобиля
Конструирование грузового автомобиля
Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка
работ
Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна
Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку
Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ
Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек.
Конструирование фигуры человека. Мальчик
Конструирование фигуры человека. Девочка.
Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки
Подготовка к конкурсу. Конструируем персонажей сказки
Конструирование пирамиды одного и двух цветов
Учимся строить объемный домик
Конкурс по Лего - конструированию
Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ.
Развивающие игры с использованием конструктора
Набор «Большой зоопарк» Лего –дупло. Сборка. Обыгрывание
построек.
Конструируем нужные вещи: ваза, подсвечник
Конструируем нужные вещи: подсвечник
Конструируем нужные вещи: колокольчик. Выставка работ
Конструирование самолета по схеме
Конструирование вертолета
Конструирование военной техники: машина, танк. Выставка
работ
Конструирование «Мой любимый детский сад». Обыгрывание
построек.
Конструирование по замыслу детей
Конструирование по замыслу детей
Выставка работ
Итого:

Октябрь

1

Ноябрь

1

Ноябрь

1

Ноябрь

1

Ноябрь

1

Декабрь

1

Декабрь

1

Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Март

1

Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель

1
1
1
1
1

Апрель

1

Май

1

Май
Май
Май

1
1
1
38

Примерный учебно-тематический план 2-ой год обучения (5-6 лет)
№
1

Тема

Кол-во
часов
Ознакомительное занятие «Лего- конструктор», 25 мин
знакомство с деталями, способом крепления,
9

Теория
15 мин

Практик
а
10 мин

строительство по замыслу
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

«Постройка ограды (вольер) для животных»
Игра «Волшебный мешочек»
«Строим зоопарк»
Игра «Чего не стало»
«Жираф и слон»
Игра «Собери модель»
«Дети»
Игра «Что изменилось»
«Заюшкина избушка»
Игра «Отгадай»
«Дед Мороз»
Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»
«Птицы»
Игра «Собери модель»
«Домашние животные»
Игра «Запомни и выложи ряд»
«Автомобиль»
Игра «Светофор»

25 мин

10 мин

15 мин

25 мин

10 мин

15 мин

25 мин

12 мин

13 мин

25 мин

10 мин

15 мин

25 мин

10 мин

15 мин

25 мин

10 мин

15 мин

25 мин

12 мин

13 мин

25 мин

10 мин

15 мин

25 мин

12 мин

13 мин

«Самолет»
«Плывут корабли»
Игра «Что изменилось»
«Беседка»
Игра «Чья команда быстрее построит»
«Ракета и космонавт»
Игра «Разноцветный флаг»
Робот
Игра «Запомни расположение»
Конструирование по замыслу
Игра «Лабиринт»
Итоговое мероприятие
Ежегодный
городской
конкурс
юных
рационализаторов и изобретателей «От замысла
– к воплощению»

25 мин
25 мин

12 мин
12 мин

13 мин
13 мин

25 мин

10 мин

15 мин

25 мин

12 мин

13 мин

25 мин

12 мин

13 мин

25 мин
25 мин
25 мин

12 мин
12 мин
10мин

13 мин
13 мин
15 мин

Учебно-тематический план 3-ий год обучения (6-7 лет)
№
1

2

Тема

Кол-во
часов
Закрепление названий Лего–деталей, способы 30 мин
крепления, строительство по замыслу
Игра «Собери модель»
«Лего азбука»
30 мин
10

Теория
12 минут

Практик
а
18 мин

12 минут

18 мин

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Игра «Запомни и выложи ряд»
«Зоопарк»
Игра «Запомни расположение»
«Мой город»
Игра «Выложи вторую половину узора,
постройки»
«Пернатые друзья»
Игра «Разложи детали по местам»
«Новый год» «Снегурочка»
Игра «Что лишнее?»
«Новый год» «Дед Мороз»
Игра «Найди деталь такую же, как на карточке»
«Транспорт специального назначения»
Игра «Запомни и выложи ряд»
«Машины будущего»
Игра «Разложи детали по местам»
«Аквариум»
Игра «Таинственный мешочек»
«Космическое путешествие»
Игра «Лабиринт»
«Мои любимые сказки»
Игра «Запомни расположение»
«Детский сад будущего»
Итоговое мероприятие
Ежегодный
городской
конкурс
юных
рационализаторов и изобретателей «От замысла
– к воплощению»

1.4.

30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

12 минут
12 минут
12 минут
10 минут

18 мин
18 мин
18 мин
20мин

30 мин

12 минут

18 мин

30 мин

12 минут

18 мин

30 мин

12 минут

18 мин

30 мин
30 мин
30 мин

12 минут
12 минут
12 минут

18 мин
18 мин
18 мин

30 мин

12 минут

18 мин

30 мин

12 минут

18 мин

30 мин

12 минут

18 мин

30 мин
30 мин
30 мин

12 минут
12 минут
12 минут

18 мин
18 мин
18 и
н

Планируемые результаты работы

 появится интерес к самостоятельному изготовлению построек,
умение применять полученные знания при проектировании и сборке
конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и
творческая инициатива;
 сформируются

конструкторские

умения

и

навыки,

умение

анализировать предмет, выделять его характерные особенности,
основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением;
 совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в
паре, коллективе, распределении обязанностей;
11

 сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и
желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией
и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
 дети будут иметь представления:
• о деталях Лего-конструктора и способах их соединений;
• об

устойчивости

моделей

в

зависимости

от

ее

формы

и

распределения веса;
• о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее
отдельных элементов;
• о связи между формой конструкции и ее функциями.
 форма представления результатов:
• открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
• выставки по «Легоконструированию»;
• конкурсы, соревнования, фестивали.

12

Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Адаптационный период
Окончание учебного года
Летне-оздоровительный период
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Время проведения НОД
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в неделю
Регламентированный ОП, половина дня
Сроки проведения мониторинга
педагогических условий
Праздничные дни

Старшая гр.
5-6 лет
3
01.09.2021 г.
31 мая 2022 г.

Подготов.гр.
6-7 лет
2
01.09.2021 г.
31 мая 2022 г.
С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
37 недели
37 недели
5 дней
5 дней
20-25 минут
30 минут
6 часов
8 ч 30 мин
(375 минут)
(510 минут)
Первая, вторая половина дня
Первая, вторая половина дня
20.09.2021 г. 20.09.2021 г. 4.10.2021 г.
4.10.2021 г.
16.05.2022 г. – 31.05.2022 г.
16.05.2022 г. – 31.05.2022 г.
4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая

13

2.2. Условия реализации программы
Занятия по программе «Легоконстуирование» проводятся в Легокабинете,

оснащенном

детской

светлой

функциональной

мебелью,

достаточным количеством столов и стульев по росту и возрасту детей,
соответствующих санитарно- гигиеническим требованиям.
Для проведения занятий есть магнитная доска, магнитофон.
Перечень материалов и оборудования, необходимых для организации
деятельности по программе «Лего».
Для организации деятельности используются наборы конструкторов Лего
– серий SYSTEM, CREATOR и ресурсные наборы к ним. Для более
эффективной организации рабочего места воспитанников применяются
индивидуальные доски для моделирования с ограниченным периметром и
сортировочные контейнеры для деталей. Для конструирования по образцу
имеются наборы картинок с реалистичным и стилизованным изображением
разных предметов в соответствии с учебным планом работы. Разработаны и
изготовлены

специальные

схемы:

цветные,

контурные,

силуэтные

с

изображениями фигур растений, животных, транспорта, человека. Имеется
подборка схем последовательной сборки фигур растений, животных,
транспорта,

человека.

Разработаны

игры

с

использованием

Лего

-

конструкторов.
Используемые методические средства:
-методическое обеспечение по реализации программы «Лего» отвечает
требованиям комплектности обеспечения образовательной деятельности с
учетом достижения целей и планируемых результатов.
Кадровое обеспечение:
-требования к квалификации педагога, реализующего программу: Высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и
иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
14

образование

и

дополнительное

профессиональное

образование

по

направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы.
2.3.

Оценочные материалы

Диагностика уровня знаний и умений по «Легоконструированию» у
детей 5-6 лет.
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из
того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который
должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика
уровня развития конструктивных способностей.
Уровень
развития
ребенка

Умение правильно конструировать Умение правильно
поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок
самостоятельно
делает
постройку, используя образец, схему,
действует
самостоятельно
и
практически без ошибок в размещение
элементов конструкции относительно
друг друга.

Средний

Ребенок
делает
незначительные
ошибки при работе по образцу, схеме,
правильно выбирает детали, но
требуется помощь при определении их
в пространственном расположении.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»
схему, ошибается в выборе деталей и
их расположении относительно друг
друга.

Ребенок
самостоятельно
разрабатывает замысел в разных его
звеньях (название предмета, его
назначение, особенности строения).
Самостоятельно
работает
над
постройкой.
Тему постройки ребенок определяет
заранее. Конструкцию, способ ее
построения
находит
путем
практических
проб,
требуется
помощь взрослого.
Замысел у ребенка неустойчивый,
тема
меняется
в
процессе
практических действий с деталями.
Создаваемые конструкции нечетки
по содержанию. Объяснить их смысл
и способ построения ребенок не
может.

Диагностика уровня знаний и умений по «Легоконструированию» у
детей 6 -7 лет.
Уровень
развития
ребенка

Умение правильно конструировать Умение правильно
поделку по образцу, схеме
конструировать поделку по замыслу

15

Высокий

Средний

Низкий

Ребенок действует самостоятельно, Ребенок самостоятельно создает
воспроизводит
конструкцию развернутые замыслы конструкции,
правильно по образцу, схеме, не может рассказать о своем замысле,
требуется помощь взрослого.
описать
ожидаемый
результат,
назвать некоторые из возможных
способов конструирования.
Ребенок допускает незначительные Способы конструктивного решения
ошибки в конструировании
по находит в результате практических
образцу, схеме, но самостоятельно поисков. Может создать условную
«путем проб и ошибок» исправляет их.
символическую конструкцию, но
затрудняется в объяснении ее
особенностей.
Допускает ошибки в выборе и Неустойчивость замысла – ребенок
расположении деталей в постройке, начинает создавать один объект, а
готовая постройка не имеет четких получается
совсем
иной
и
контуров.
Требуется
постоянная
довольствуется этим. Нечеткость
помощь взрослого.
представлений о последовательности
действий и неумение их планировать.
Объяснить
способ
построения
ребенок не может.

III. Организационный раздел
3.1.

Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский,
проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.
Методы

воспитания:

убеждение,

поощрение,

упражнение,

стимулирование, мотивация и др.
Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме,
цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационнорецептивный

Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение
различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с
формой, определения пространственных соотношений между ними
(на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание
моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
16

приемов работы.
Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение
демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

и

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.

Частичнопоисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения,
технология

группового

обучения,

технология

модульного

обучения,

технология блочно - модульного обучения, технология дифференцированного
обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской
деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой
деятельности,
коллективной

коммуникативная
творческой

технология

деятельности,

обучения,
технология

технология
решения

изобретательских задач, здоровьесберегающая технология и др.
3.2.

Рабочие программы по курсам (модулям)

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний
окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования
направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое

развитие:

формирование

пространственного

мышления,

творческого воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы,
мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания
монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с Лего деталями, близка к конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет
17

общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные,
ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской
деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на
развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «Лего – мастер» разработана в соответствии с
ФГОС и реализует интеграцию образовательных областей. Программа
рассчитана на 3 года обучения с детьми 4-7 лет. Работа по Легоконструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика

дополнительного

образования

по

Лего-конструированию

рассчитана три года обучения на период с сентября по май.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме

познавательной

целесообразность

деятельности

«Легоконструирования»,

раскрыть
развить

практическую
необходимые

в

дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей в кружке «Легоконструирование»
открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников,
овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности
ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают
ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку
новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность,
ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества,
повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на
позитивный

лад,

снятия

эмоционального

и

мышечного

напряжения.

Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами,
формируется логическое, проектное мышление.

18

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь
свои идеи.
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня,
«движение» – это необходимость. Но Лего не просто занимательная игра, это
работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать»
выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему
упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны,
игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из
отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов,
огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем
познавательным увлечением для детей. Игра с Лего-конструктором не только
увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в
обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по «Легоконструированию»
направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его
творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и
сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с Лего деталями учит
ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не
агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.
Ломая свою собственную постройку из Лего–конструктора, ребенок имеет
возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей
некоторые ее части, выступая в роли творца.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии
свободных игр с использованием Лего-конструктора, чтобы удовлетворить
желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними.
Затем

обязательно

проводится

пальчиковая

гимнастика.

Пальчиковая

гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной
деятельности.
19

В наборах Лего-конструктора много разнообразных деталей и для
удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и
другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Легокирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей,
умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с
детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти
названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов
с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо
представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение
различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети
учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им
продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и
решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными
на

занятиях

по

математике,

окружающему

миру,

развитию

речи,

изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны
таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач
ребенок

расширял

кругозор:

сказки,

архитектура,

животные,

птицы,

транспорт, космос.
В совместной деятельности по «Легоконструированию» дети пробуют
установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают
умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать
конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся
представлять предметы в различных пространственных положениях. В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики
(ручной

ловкости),

творческих

задатков,

развитие

диалогической

и

монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята
20

учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку
по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить
правильно соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему,
предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему
постройки находят в постройке основные части, называют и показывают
детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок
строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по
выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к
проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении
конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с
детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо
схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые
задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных
форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о
межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение,
обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического
мышления (длительность – 10 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:


Совершенствование навыков классификации.



Обучение

анализу

логических

закономерностей

и

умению

правильные умозаключения на основе проведенного анализа.


Активизация памяти и внимания.



Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
21

делать



Развитие комбинаторных способностей.



Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель

второй

части

–

развитие

способностей

к

наглядному

моделированию.
Основные задачи:


Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между
их назначением и строением.



Обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта.



Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки
по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.



Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями
педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора
Лего.



Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Календарно - тематическое планирование
№

Тема

Задачи

Материал

1

Ознакомите
льное
занятие
«Легоконструктор
»,
знакомство с
деталями,
способом
крепления,
строительст
во
по
замыслу

Знакомство с
названиями
деталей Лего,
учить
различать
и
называть их.

Музыкальный
центр;
наборы
деталей
конструктора;

Учить заранее мелкие
обдумывать
игрушки.
содержание
будущей
постройки,
называть
её
тему,
давать
22

Ход непосредственной
образовательной деятельности
1.Орг. момент.
Дети первый раз приходят в
гости к роботу-Легоше. Педагог
от лица робота рассказывает
детям
о
замечательном
конструкторе Лего.
2. Просмотр презентации, тема:
«Леголенд».
3. Физкультминутка
4. Чтение стихотворения:
Любим мы конструктор Лего
Удивительный такой,
Обучает человека
Развивающей игрой!

общее
описание.

2

Моделирова
ние заборов,
оград. Тема:
«Постройка
ограды
(вольер) для
животных»
Игра
«Волшебны
й мешочек»

Лего - кубики цветные
Их скорей соедини:
И запляшут человечки,
Развивать
И заползают жуки.
творческую
5. Техника безопасности в работе
инициативу и
с конструктором Лего.
самостоятельно
6. Придумать совместно с детьми
сть.
названия деталей Лего.
7. Пальчиковая игра.
8. Предложить детям скрепить
детали между собой способами,
которые
знакомы
детям,
показать
новые
способы
крепления.
9. Вспомните, какие постройки
из Лего вы уже выполняли.
Выберите игрушку, для которой
вы бы хотели что-нибудь
построить и приступайте
к
выполнению задания. (Дети под
музыку конструируют).
10. Итог. По окончании работ
дети рассказывают, как строили,
какие строительные
детали
использовали, обыгрывают свои
постройки.
Продолжать
Наборы
1.Орг. момент
знакомить
деталей
Дети
приглашаются
к
детей
с конструктора;
демонстрационному
столу, на
конструктором
котором лежит «Волшебный
Лего.
иллюстрации с мешочек». В мешочке находятся
изображением
разные детали конструктора
Показать
ограды, забора; Лего.
Детям необходимо на
новые способы
ощупь определить знакомые
соединения
игрушкидетали
конструктора.
деталей.
животные;
Повторение названий деталей.
2.
Детям
предлагается
Учить строить образцы
проблемная ситуация.
забор.
заборов, оград. Ребята,
послушайте,
что
случилась
сегодня.
Пока
Развивать
бабушка Федора доила свою
мелкую
любимую коровушку, со двора
моторику рук и
убежал
маленький телёнок.
навыки
Бабушка полдня искала его, а
конструирован
оказывается, телёнок гулял у
ия.
дороги. А ведь это очень опасно.
Он мог попасть под машину. Как
Учить
можно помочь Федоре?
доводить дело
- Нужно
построить забор,
до конца.
изгородь.
3. Физкультминутка.
4. Беседа с рассматриванием
23

3

Зоопарк

иллюстраций разных заборов.
3. Пальчиковая гимнастика
4.Практическая часть
Ребята,
давайте построим
забор, и тогда ни теленок, ни
козленок, ни поросенок, которые
живут у бабушки Федоры не
уйдут со двора.
А
сейчас предлагаю взять
одного из любимых животных
бабушки Федоры и построить
для них забор. Для этого
разделитесь на пары. Пара – это
сколько?
Правильно, пара – это по 2
ребенка,
договориться
и
построить свои заборы. (Дети
договариваются
и
парами
расходятся
к
набору
конструктора. Строят заборы.)
5.
Итог. Обратить внимание,
каким
способом
соединены
детали. На высоту забора, для
каждого животного она должна
быть разной.
На детали, из
которых построены (перекрытие
ограждение).
6. В конце можно предложить
перейти к
сюжетно-ролевой
игре.
Закреплять
Музыкальный
1.Орг. момент
представления центр;
Ребята, кто знает, что такое
о многообразии
зоопарк? Кто был в зоопарке? А
животного
наборы
вы хотите там побывать еще раз?
мира.
деталей
Мы сегодня очень рады
конструктора;
Ведь идем мы в зоосад
Учить видеть
Посмотреть гиппопотама,
конструкцию
иллюстрации с Посмотреть быка и ламу,
объекта,
изображением
Белке кинем мы орешки,
анализировать животных;
Поглядим на птиц, без спешки,
ее
основные
И весёлым обезьянкам
части,
их набор
Мы дадим конфет, баранки,
функционально игрушечных
А у зебры, той, что с краю,
е назначение.
зверей.
Мы полоски посчитаем.
И пойдем смотреть верблюда,
Развивать
Но плевать в него не будем.
способность
Потому что знаем, братцы,
анализировать,
Тоже может он плеваться!
делать выводы.
Значит, просто поглядим.
А потом ко льву мы сходим.
Он могучий и красивый,
У него большая грива.
24

Только пусть сидит в загоне.
Там он никого не тронет.
Ну а если зарычит,
Нам не страшно, пусть кричит!
Всех зверей мы посмотрели
Всех мы их поблагодарили.
2.Проблемная ситуация все звери
вышли из клеток и гуляют по
зоопарку.

4

Слон
жираф

Приходил злой Бармалей,
Разломал им клетки,
Разогнал он всех зверей.
Что же будет, детки?
- Ответы детей
3.Беседа с рассматриванием
иллюстраций животных разных
стран.
4. Физкультминутка.
5.Практическая часть
Давайте
поможем, построим
для зверей в зоопарке домики и
заборчики. На столе лежат
игрушечные звери. Разделите
их на хищников и травоядных.
Выберите, для каких животных
вы
будите
строить.
(Конструирование по замыслу)
5.Пальчиковая игра
6.
Итог. Вы
все молодцы!
Помогли
зверям.
(Педагог
просит детей рассказать, для
кого они
построили домики,
какие детали использовали)
Раз зоопарк готов, я
предлагаю вам в него поиграть.
Далее дети развертывают игру:
распределяют роли, готовят
атрибуты к игре.
и Продолжать
Наборы
1.Орг. момент. Загадывание
знакомить
с деталей
загадок
обитателями
конструктора;
Серый толстый великан,
зоопарка.
На спине его горбы иллюстрации с Нос как будто длинный кран,
Учить строить изображением
Там запас еды, воды…
животных
животных
На спине прокатит он,
(слона
и (слона
и Узнали? Как его зовут?
жирафа)
из жирафа);
Озорной ушастый … (Слон).
Лего
– образцы.
конструктора.
Это кто с длиннющей шеей
Здесь под солнцем рожки греет?
Развивать
У него спокойный нрав,
25

творческие
навыки,
терпение.
Воспитывать
заботливое
отношение
к
животным.

5

Дети

Учить строить
мальчика
и
девочку
из
Легоконструктора
«Дупло».

Музыкальный
центр;

Развивать
творчество,
фантазию,
навыки
конструирован
ия.

схемы,

наборы
деталей
конструктора;

образец

Учить
рассказывать о
постройке.

26

Сверху вниз глядит (Жираф)!
- Правильно, это слон и жираф
2. Рассказ воспитателя об этих
животных с рассматриванием
иллюстраций животных.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть.
Ребята,
сегодня мы будем
строить из конструктора этих
животных, слона и жирафа.
Посмотрите на образец, из каких
деталей
состоит
каждое
животное,
какого
цвета.
(Конструирование по образцу)
5.Пальчиковая игра
6. Итог
По окончании работы педагог
просит детей рассказать о своих
поделках.
- Ребята, теперь этих животных
мы можем заселить в наш
зоопарк, который мы построили
на прошлом занятии.
1.Орг.
момент
Загадывание
загадки
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
Ребята, сегодня мы с вами
будем строить Лего – друзей,
мальчика и девочку по схеме.
2. Беседа и рассматривание
схемы.
Возьмите схемы и
посмотрите,
где
нарисован
мальчик, а где девочка. (ответы
детей)
- Как вы догадались, что слева
мальчик, а справа девочка? (по
одежде)
3. Физкультминутка.
4.Практическая
часть.
Предлагаю разбиться на пары. У
вас одна
схема на двоих.
Договоритесь, кто из вас будет
строить
мальчика,
а
кто
девочку. (В ходе работы педагог
оказывает
практическую
помощь,
подсказывает).
(Конструирование по схеме)
5.Пальчиковая игра
6.Итог. Чтение стихотворения

6

Заюшкина
избушка

Учить
анализировать,
устанавливать
последовательн
ость
и
на
основе
этого
создавать
объект.
Развивать
творческое
воображение,
мелкую
моторику рук.
Дать понятие –
симметрия.

«Мальчики и девочки» С. Я.
Маршака
Молодцы,
у вас получились
замечательные
девочки
и
мальчики. Оценивается каждая
совместная поделка. Дети дают
имена своим Лего-друзьям.
Музыкальный
1.Орг.
момент.
Ребята,
центр;
посмотрите, какая
Снежинка
залетела к нам в группу сегодня
наборы
утром! Снежинка-пушинка не
деталей
простая,
а волшебная… Она
конструктора;
принесла с собой письмо, а от
кого мы сейчас узнаем, отгадав
снежинка
загадку. Готовы…
(оригами,
Загадывание загадки:
подвешенная к Хмурой осенью он серый,
потолку);
А зимой холодной - белый.
Кто же это? Отгадай-ка!
игрушкиНу, конечно, это ....(Зайка)
зайчики;
Зайка прислал нам письмо, его
опять обманула хитрая лиса,
иллюстрации
выгнала из домика.
разных домов.
Проблемная ситуация. Ребята,
что делать как помочь зайке?
Предложения детей.
А вы сможете построить для
зайчика домик?
2. Рассматривание иллюстраций
домов, изб.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть. А сейчас
предлагаю разбиться на пары,
договориться и построить дом
для
зайчика.
Дети
договариваются
и
парами
расходятся
к
набору
конструктора.
Строят
дом.
(Конструирование
по
инструкции)
Посмотрите
внимательно, в
какой последовательности нужно
построить
дом.
Сначала
фундамент, потом стены, окна,
двери,
крышу.
Попробуйте
построить
самостоятельно.
Практическая помощь
(при
необходимости).
5.Пальчиковая игра
6. Итог. По окончании работы
дети рассказывают
о своей
постройке.
27

7

Дед Мороз

Развивать
навыки
пространственн
ой
ориентировки.
Закреплять
навыки анализа
объекта по
образцу,
выделять его
составные
части.
Развивать
фантазию и
конструктивно
е воображение.

Музыкальный
центр;
наборы
деталей
конструктора;

- Что вы можете рассказать о
своем домике? - Как строили?
Какие строительные детали
использовали?
После
занятия
дети
обыгрывают свою постройку,
заселяют зайчиков в дома.
1.Орг.
момент. Ребята,
скажите, а вы любите сказки? А
вы хотите оказаться в сказке?
Тогда
давайте
произнесем
волшебные слова: Раз, два, три,
четыре, пять в сказку мы хотим
попасть.

схема
сборки –Золотые ворота,
деда Мороза;
Проходите, детвора!
Кто сквозь них пройдет,
презентация
Сразу в сказку попадет.
«Новый год».
– Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна.
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!
2. Ребята сегодня в сказке мы
побываем в гостях, угадайте у
кого?
Мы весной его не встретим
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий
Борода как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех. (Дед
Мороз)
3.
Рассказ
воспитателя
о
праздновании нового года в
разных странах мира.
4.
Просмотр
презентации
«Встречаем Новый год».
5. Ребята, Дед Мороз приносит
всем подарки, а вот сам подарки
не получает и от этого после того
как наступит Новый год ему
бывает очень грустно. Что же
делать,
как
вы
думаете?
(предположение детей) Так как
мы в сказке, то в сказке все,
возможно, вы со мной согласны?
А давайте мы отправим Деду
28

8

Птицы

Познакомить
Музыкальный
с обитателями центр;
птичьего двора.
запись
Учить строить музыкального
по
произведения
предложенным Сен-Санса
схемам,
«Птичий двор»;
инструкциям.
наборы
Активизироват деталей
ь
речевое конструктора;
развитие,
обогащать
и схемы птиц.
расширять
словарный
запас детей.

Морозу фотографию с его
изображением, сделаем Деда
Мороза из Лего конструктора,
сфотографируем и отправим по
почте.
6.
Практическая
часть.
Конструирование Деда Мороза
по схеме.
Практическая помощь
(при
необходимости).
5.Пальчиковая игра
6.
Итог. По окончании дети
рассказывают о своей работе.
1.Орг.
момент. Звучит
музыкального
произведение
К.Сен-Санса «Птичий двор»
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит, плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… птица
И не одна, а много!
2. Отгадайте, какие птицы
сегодня у нас в гостях. Игра
«Доскажи словечко»
Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
(Петух)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ... индюк
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (утка)
Эта птица всем известна Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
3. Беседа о домашних и диких
птицах.
4. Какие вы знаете сказки, чтобы
героями
были
птицы?
Подумайте!
- Гуси-лебеди. Какие птицы в
этой сказке? (гуси и лебеди)

29

9

Домашние
животные

«Кот, петух и лиса», «Дикие
лебеди»,
«Курочка
Ряба»,
«Бременские
музыканты»,
«Гадкий утенок».
5. Физкультминутка.
6. Проблемная ситуация. Гадкий
утенок остался зимовать на озере
один, ему страшно плохо
одному, как ему помочь? 7.
Практическая часть. Когда есть
друг, он может помочь в
трудную минуту.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Конструирование
птиц.
У
каждого на столе лежат схемы
постройки птиц. Посмотрите.
Они помогут справиться вам с
заданием.
Практическая помощь
(при
необходимости).
8. Пальчиковая игра
9. Итог. Все задания выполнены,
посмотрите, сколько друзей
появилось у «гадкого» утенка.
Вам понравилось наше
занятие? Что больше всего?
Учить строить Наборы
1.Орг. момент. Загадывание
корову, собаку. деталей
загадок
конструктора;
Ест траву, жуёт, молчит…
Развивать
А потом полдня мычит:
творчество,
иллюстрации с - Мне погладите бока –
фантазию,
изображением
Дам парного молока! (Корова)
навыки
животных
конструирован (коровы,
Машет радостно хвостом,
ия.
собаки);
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков Воспитывать
образец
и Дом хранить от чужаков.
заботливое
схема
(Собака)
отношение
к животных
– Правильно, это корова и собака.
животным.
карточки
на 2.Рассказ
воспитателя
о
каждого
домашних
животных
с
ребёнка
рассматриванием иллюстраций.
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть.
Ребята,
сегодня мы будем
строить
из
конструктора
животных собаку и коровушку.
Посмотрите на образец, из каких
деталей
состоит
каждое
30

10

Автомобиль

Учить
конструировать
модель
автомобиля из
Лего
–
конструктора,
используя
схему.
Учить
правильно,
соединять
детали,
совершенствов
ать
конструктивны
е навыки детей.
Активизироват
ь
речевое
развитие,
обогащать
и
расширять
словарный
запас детей.

наборы
конструктора
Лего
на
каждого
ребенка;
схема машины
– карточки на
каждого
ребёнка;
игрушки
для
обыгрывания –
Карлсона
и
малыша

31

животное, и
какого цвета.
(Конструирование по образцу)
5.Пальчиковая игра
6. Итог
По окончании работы педагог
просит детей рассказать о своих
поделках. Кого
построили и
какие
детали
использовали.
Дети дают клички животным.
1. Орг. момент. Ребята, сегодня к
нам в гости прилетели любимые
герои из мультфильма, отгадайте
кто?
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый ...
Ответ: Карлсон
2. Проблемная ситуация. Ребята,
Карлсон и Малыш вылетели на
прогулку, и пролетали мимо
нашего детского сада, как вдруг
моторчик
Карлсона
стал
барахлить и теперь они не могут
добраться домой.
Ребята, что делать, как можно
помочь
нашим
друзьям?
(высказывания детей)
(дети
предлагают
его
развеселить, угостить вареньем,
погладить по – дружески,
подарить Карлсону машину и т.
д.)
3.
Рассматривание схемы
автомобиля.
Посмотрите на
схему и скажите, какие детали
нам нужны, чтобы его собрать.
Дид.
игра
«Отгадай»
(закрепление названий деталей.)
4. Физкультминутка.
5.Практическая часть. А теперь
можете
приступать к
выполнению работы. Карлсон и
малыш
с нетерпением ждут,
когда
вы
им
построите
автомобиль, чтобы они дальше
могли
путешествовать.
Самостоятельная работа детей

11

Самолёт

Формировать
понятия:
воздушный вид
транспорта,
закреплять
знания
о
профессии
лётчика.

Коробка
с
сюрпризом, в
которой
находится
самолёт;
иллюстрации с
изображением
различных
самолетов;

Учить строить
самолёт
по видеофильм
схеме, выделяя «Полет
функциональн самолета»;
ые части
наборы
Развивать
конструктора
интерес,
Лего
на
мелкую
каждого
моторику рук.
ребенка;
Воспитывать
любознательно
сть.

образец
и
схема самолёта
– карточки на
каждого
ребёнка.

32

по
схеме.
(Индивидуальная
помощь
педагога советом,
показом на своих деталях,
соотнесением с карточкой.)
5.Пальчиковая игра
6. Итог. Какие замечательные у
вас получились машины, теперь
Карлсон вместе с Малышом
могут отправляться домой, а
когда им захочется отправиться
вновь в путешествие, то у них
есть вот такие замечательные
машины.
- Что вам больше всего
понравилось
делать?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем вы могли бы поделиться
или о чем рассказать своим
друзьям?
1.Орг.
момент.
Дети
приглашаются
к
демонстрационному
столу, на
котором
лежит
красивая
коробка. Ребята, в этой коробке
лежит новая игрушка для вас.
Но прежде чем открыть коробку
и показать вам, что в
ней
находится, попробуйте отгадать
загадку.
Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит В дальние страны уносит
людей...
Это не голубь и не воробей.
(Самолёт)
Сегодня
мы узнаем много
нового о самолетах, научимся их
строить.
2.
Просмотр
видеофильма
«Полет самолета»
2.Рассказ
воспитателя
о
воздушном
транспорте и
профессии
лётчика.
Рассматривание иллюстраций с
изображением
различных
самолетов.
3. Физкультминутка.
4.Практическая
часть.
Посмотрите на мой
образец
самолёта. Назовите его основные
части. (нос, кабина,
крылья,
хвост) Какие детали нам нужны?

12

Плывут
корабли

Рассказать
водном
транспорте.

о Музыкальный
центр;

Учить
правильно,
соединять
детали,
совершенствов
ать
конструктивны
е навыки детей.
Развивать
творчество,
фантазию,
мелкую
моторику рук.

запись
«Шум
прибоя»;
наборы
деталей
конструктора;
иллюстрации с
изображением
водного
транспорта;
схемы
с
изображением
кораблей
на
каждого
ребёнка.

33

С чего
нужно начинать
строить? (ответы детей)
А теперь можете приступать к
выполнению
работы.
Самостоятельная работа детей по
схеме. (В ходе работы педагог
оказывает
практическую
помощь, подсказывает)
5.Пальчиковая игра
6. Итог. Чтение стихотворения
«Самолёт» В. Шишкова
Организуется выставка поделок
на
импровизированном
аэродроме. Дети рассматривают
самолёты, анализируют
свои
конструкции,
выслушивают
мнения
товарищей, не
перебивая
их,
делятся
впечатлениями.
1.Орг. момент. Детей встречает
робот
Легошу.
Легоша
сообщает, что сегодня просто
необходимо сделать транспорт
для
города
маленьких
человечков. Маленькие жители
любят путешествовать, а без
транспорта это делать трудно. А
вот
какой
транспорт
для
путешествия нужен маленьким
человечкам вы узнаете, отгадав
их загадку.
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет... (Корабль)
2. Беседа и рассматривание
иллюстраций
о водном
транспорте.
(Какие
бывают
корабли,
основные
части
корабля,
кто
управляет
кораблём.)
3.
Просмотр
презентации
«Водный транспорт»
4. Физкультминутка.
5. Практическая часть. Ребята на
столах
у
вас
схемы
с
изображением
кораблей. Но
прежде чем приступить к работе,
давайте вспомнить название всех
деталей, которые участвуют в
конструировании.
Дети
перечисляют
детали,
затем

13

Беседка

Дать
Игрушка
представление Лесовичок;
об архитектуре.
иллюстрации с
Закреплять
изображением
представления различных
о назначении и беседок;
строении
беседок, об их наборы
частях (крыша, конструктора
колонны).
по типу Лего на
каждого
Учить строить ребенка;
беседку.
образец
и
схема беседки –
карточки
на
каждого
ребёнка;
игрушки
для
обыгрывания

34

приступают к конструированию.
(Индивидуальная
помощь
педагога советом)
5.Пальчиковая игра
6. Итог. По окончанию занятия
дети
рассказывают о своих
кораблях.
Делятся впечатлениями.
1.Орг. момент. Дети стоят в
кругу и приветствуют друг
друга «Собрались все дети в
круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и
друг другу улыбнемся».
Появление
Лесовичка с
конвертом. (конверт падает и
рассыпается разрезная картинка).
Дети складывают разрезную
картинку на столе и видят
изображение беседки. А как
вы думаете, для чего он нам
принес эту картинку? Ответы
детей.
Давайте спросим у Лесовичка .
Он мечтает о своей беседке, у
себя в лесу и обращается к нам
за помощью. Как мы можем ему
помочь?
Ответы
детей.
Правильно
мы поможем
Лесовичку построить беседку.
2.
Беседа с рассматриванием
иллюстраций беседки. (Какие
бывают беседки, для чего они
служат,
из
каких
частей
состоят).
3. Физкультминутка.
4.Практическая часть. Ребята
посмотрите
на беседку из
конструктора.
Назовите
её
основные части (ответы детей) С
чего начать постройку? Какие
детали нам понадобятся? А
теперь можете
приступать к
выполнению
работы.
Самостоятельная работа детей по
схеме. (В ходе работы педагог
оказывает
практическую
помощь, подсказывает)
5.Пальчиковая игра
6. Итог. По окончанию занятия
дети
рассказывают о своих
постройках.
Вы,
ребята,

14

Покорители
космоса

молодцы,
не
испугались
трудностей, справились. Какие
красивые получились у вас
беседки! А вот и наши друзья
пришли (показ игрушек). Под
музыку происходит обыгрывание
построек.
Лесовичок
благодарит детей!
Рассказать
о Кукла
1.Орг.
момент.
Ребята,
я
первом
Незнайка,
получила письмо от нашего
космонавте
письмо;
друга Незнайки, он просит нас о
нашей страны.
помощи. Сейчас он находится на
иллюстрации
Луне, и просит срочно прибыть
Учить строить на
тему: к нему. Вы согласны помочь
ракету из Лего «Космос»;
Незнайке? А на чем мы
конструктора.
доберёмся туда, мы узнаем,
наборы
отгадав загадку! Готовы?
Продолжать
конструктора
Ни пера, ни крыла, а быстрее
учить работать по типу Лего на орла,
со схемой.
каждого
Только выпустит хвост
ребенка;
- Понесется до звезд. (Ракета)
Закреплять
Молодцы!
А скажите,
знания
детей схема ракеты;
пожалуйста: «Кто управляет
об
космической ракетой?»
окружающем
образец
2.
Беседа и рассматривание
мире.
ракеты
и иллюстраций о космосе, первом
космонавта.
космонавте.
Воспитывать
3.
Просмотр
презентации
любознательно
«Космос»
сть.
4.Физкультминутка.
5.Практическая часть. (Работа в
парах) Сегодня я предлагаю вам
превратиться
в
юных
конструкторов
и
построить
ракету и космонавта по схеме.
Посмотрите,
пожалуйста, на
схему. Всем понятно как нужно
строить? Договоритесь, кто из
вас будет строить ракету, а кто
космонавта.
Приступаем к
работе. Самостоятельная работа
детей, воспитатель помогает
детям,
испытывающим
трудности.
6.Пальчиковая игра
6. Итог.
Мы ракету собираем,
Космонавта запускаем,
Вот ракета старт берет,
Совершит она полет!
Ребята
вы все справились с
заданием, молодцы! Построили
35

15

Робот

Познакомить с
игрушкой
робот.
Учить строить
робота из Лего
– конструктора.
Развивать
творческую
активность,
мелкую
моторику рук.

16/
17

18

отличные космические ракеты и
космонавтов. Теперь можно
отправиться на Луну к Незнайке.
Сюжетно
ролевая игра «Мы
космонавты»
Игрушка робот; 1.Орг. момент.
Робот Роберт в день рожденья
наборы
Принимает поздравленья.
конструктора
2. Проблемная ситуация. У
Лего
на робота сегодня день рождение, а
подгруппу
он грустный, как вы думаете
детей;
почему? Предположения детей.
- Да у робота Роберта нет друзей,
схема роботов поэтому на день рождения к
на
каждого нему никто не придет.
ребёнка
3.
Рассматривание.
Проанализировать
строение
роботов-игрушек. Перед вами
чертежи,
изображающие
роботов. Сколько
их?
Посмотрите, каких роботов мы
сможем построить, а каких нет.
И
почему? Найдите роботов
собранных из
одинакового
количества деталей. Найдите 2-х
одинаковых роботов.
3. Физкультминутка.
4.Практическая
часть.
Конструирование
роботов.
Самостоятельная работа детей по
схеме. (Индивидуальная помощь
педагога советом)
5.Пальчиковая игра
6.Построили?
Молодцы!
Посмотрите сколько друзей на
дне рождения у Роберта. А в
такой день принято дарить
подарки и пожелания, давайте
пожелаем
нашему
роботу
Роберту в день рождения… Дети
высказывают пожелания.

Строительство по замыслу детей
Упражнять детей в моделировании и конструировании из Лего конструктора.
Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел
и реализовывать его.
Развивать конструктивное воображение, мышление, память.
Итоговое мероприятие:
Конкурс Центра юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к
воплощению»

Способы поддержки детской инициативы
36

С целью поддержки детской инициативы созданные Лего-постройки дети
имеют возможность использовать в свободной игровой и конструктивной
деятельности, в режиссерских и сюжетно-ролевых играх. Для развития
полноценного конструктивного творчества в группе педагогами создаются
необходимые условия, чтобы ребёнок создавал предварительный замысел и
мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в
постройках, дети черпают из окружающего мира.
Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об
окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И
наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует
развитию ребёнка. Одно из проявлений творческой способности - умение
комбинировать знакомые элементы по-новому.
Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные
творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что
тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения
созидания нового. Самостоятельная конструктивная игровая деятельность
детей дошкольного возраста отличается несформированностью, поэтому
проходит под руководством со стороны воспитателя с целью определенного
развивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего можно также использовать в играх
театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они
создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на
эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и
упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается
тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на
коррекцию памяти и мышления.). Стимуляция детской инициативы в рамках
программы модуля проходит также через проектную деятельность, в том
числе и по инициативе воспитанников.
37

Если то, что наиболее значимо оказывается в ситуации социального
принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию; -вовторых,

всевозрастающая

динамичность

внутри

общественных

взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых
разных

обстоятельствах.

Нестандартность

действий

основывается

на

оригинальности мышления; -в-третьих, проектная деятельность помогает
выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурноадекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только
поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурнозначимого продукта.

38

Список литературы
1. Комарова Л.Г. Строим из Лего «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой
деятельности у детей с помощью Лего. – Москва: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из Лего (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего). –
М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:
Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для
педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в
условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр
образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».