1 Содержание I. Целевой раздел 3 1.1Пояснительная записка 3 1.2 Цель, задачи программы 6 1.3. Организация и содержание деятельности по программе 8 1.4. Планируемые результаты 10 II. Содержательный раздел 12 2.1. Условия реализации программы 12 2.2. Оценочные материалы 12 2.3. Методические материалы 12 III. Организационный раздел 13 3.1. Календарный учебный график 13 3.2. Рабочая программа (модули) курсов программы 14 Список литературы 19 2 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1», «Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на: формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных интеллектуальном, потребностей воспитанников в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания. Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3. Содержание программы оформляется в учебном плане. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, деятельность, реализуют осуществляющие дополнительные образовательную общеобразовательные Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html 2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html 3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями) 1 3 программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). Во исполнение СанПиН «Санитарно- 2.4.3648-20 эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 2562 (с изменениями) максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 – 11.13). На основании документа: Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249: реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договорам. В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» платные Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08249 4 4 образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Направленность программы – социально-гуманитарная, направлена на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Адресат программы – дети дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – 2 года. Общее количество учебных часов – рассчитан на 40 недель в год, с недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, 6 до 7 лет - не более 30 минут. В дополнительной общеразвивающей программе социально- гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста «Пиши читай» (далее по тексту - Программа) определены виды интеграции образовательных областей и целевые образования. Форма обучения – очная. 5 ориентиры дошкольного Особенности организации образовательного процесса – групповая. Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников. Периодичность – 2 раза в неделю. 1.2. Цели и задачи реализации программы Актуальность программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно – методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовке детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторские системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная. Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Научиться читать не так - то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это еще не все. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребенок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником. 6 Если бы по какой – либо причине ребенок должен обладать только одним навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Главная задача работы по обучению чтению и письму дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, звукоподражательном интересной. действии Когда научились дети различать в игровом, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина, воска; рисование, штриховка, обводка образца буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом 7 школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой – либо компонент новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению и письму, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. Цель работы: развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребенка. Задачи: овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка; обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению; развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание; применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности; мысли, чувства, переживания. воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания. 1.3. Организация и содержание деятельности по программе Учебный план Содержание образования Направление развития детей Вид детской деятельности Речевое развитие Общение, игровая, коммуникативная Возрастные группы 5 - 6 лет старшая группа 8 6 –7 лет подготовите льная группа Формы работы с детьми Объем образовательной нагрузки, минуты 25 мин 30 мин 50 мин 1 час Продолжительность непрерывной образовательной деятельности Итого в неделю: \ Образовательная игровая ситуация, Ответы на вопросы, чтение-слушание и обсуждение прочитанного, игрыдраматизации, рассказы о впечатлениях и событиях из личного опыта, Метод проектов Придумывание сказок, рассказов Беседа ситуативный разговор с детьми Речевая ситуация Составление отгадывание загадок, Этические беседы Рассматривание картин иллюстраций, видеоматериалов Мини-музей Взаимодействие с родителями (законными представителями) Программа предусматривает: активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, родительские собрания и т.д.); создание положительного эмоционального настроя на занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться читать, писать. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: 1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; 9 3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; 4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; 5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий; 6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; 7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 1.4.Планируемые результаты работы: К концу первого года обучения: уметь различать гласные- согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки; уметь говорить внятно и правильно; уметь выделять простые формы фонематического анализа; уметь проводить звукобуквенный анализ; уметь выделять слова и предложения из речи; 10 на примере зрительных образов овладеть слиянием букв в слоги разной степени трудности; овладеть умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова. К концу второго года обучения: уметь выделять сложные формы фонематического анализа; уметь определять ударный слог по длительности звучания; уметь различать звук слог – слово – предложение – текст; уметь проводить слоговой анализ и синтез; овладеть умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового предложения, текста и применять их на письме. 11 целого: словосочетания, II. Содержательный раздел 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение – кабинет для подгрупповой работы с детьми, демонстрационный и наглядный материал по речевому развитию. Информационное обеспечение: ноутбук, аудио-фонотека, интернет источники: сайт Мерсибо, развивающие игры Воскобовича; Наглядный материал для каждого упражнения: сюжетные и предметные картинки, игрушки; куклы тильды Кадровое обеспечение: требования к квалификации педагога, реализующего программу: Высшее профессиональное образование в области логопедии и дефектологии без предъявления требований к стажу работы. 2.2. Оценочные материалы Коллективной игры и беседе с ребенком проводятся в свободной деятельности. Наблюдая за его речью можно выявить, служит ли речь средством общения, понятна ли она окружающим (определение фонематического слуха, определение уровня развития мелкой моторики, выявление уровня сформированности графомоторных навыков, выявления уровня сформированности навыков чтения). Обследование речевых функций и состояния ручного праксиса с использованием методик Н. В. Серебряковой, Л. В. Лопатиной, Н. М. Трубниковой, Е. А. Логиновой. Эти методики были дополнены и адаптированы с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. 2.3.Методические материалы Методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и 12 др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.). Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Формы организации образовательного процесса - беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль, студия, творческая мастерская и пр. Педагогические технологии технология - индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология решения изобретательских, задач, здоровьесберегающая технология и др.. III. Организационный раздел 3.1. Календарный учебный график Содержание Количество возрастных групп Начало учебного года Адаптационный период Окончание учебного года Летне-оздоровительный период Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю Регламентированный ОП, половина дня Сроки проведения мониторинга педагогических условий Праздничные дни Старшая гр. Подготов.гр. 5-6 лет 6-7 лет 2 3 01.09.2021 г. 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. 31 мая 2022 г. С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г. 37 недели 37 недели 5 дней 5 дней 20-25 минут 30 минут 6 часов 8 ч 30 мин (375 минут) (510 минут) Первая, вторая половина дня Первая, вторая половина дня 20.09.2021 г. 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая *В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). 13 3.2. Рабочая программа (модули) курсов Программы Содержание Программы направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей; позволяет в занимательной форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности. Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению и письму является хорошо развитый фонематический слух. В процессе подготавливающие освоения слуховое программы восприятие, используются внимание и игры, память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомятся с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия – знакомство с героями – куклами со Слышем и Буковкой. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Последовательность элементов занятия: 1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций. 2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-то звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. 14 3. Затем дошкольники знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука. 4. Затем на занятиях вводятся и применяются речевой слух с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения. 5. Далее, с помощью героя «Буковки», вводится графический образ звука – буква. 6. Используемые приемы закрепления образа буквы: обводка, штриховка, рисование, выкладывание буквы из предметов. 7. В конце занятия дошкольники читают слоги изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Потом постепенно переходить к чтению и печатанию слов и предложений. 15 Тематическое планирование 5-6 лет Месяц Сентябрь, октябрь Ноябрь, декабрь Январь, февраль Март, апрель Май, июнь Темы 1. Звуки, звуки слышим вас, не уйдете вы от нас. (2з) 2.Звук и буква. Различение понятий. З. Гласные звуки. Звук и буква А. 4. Звук и буква У 5. Звук и буква О 6. Звук и буква И 1. Звук и буква Ы. звук и буква Э. 2. Звук, слог, слово. 3. Слово, слоги. 4. Согласные звуки. 5. Согласные и гласные, похожие, но разные. 6. Две работы буквы М. 7. Две работы буквы Н. 1Две работы буквы Х 2.Две работы буквы П 3.Две работы буквы Т 4.Твердые и мягкие согласные. (2з) 5. Звонкие и глухие согласные. (2з) 6.Звук и буква К Цели, задачи 1. Развивать умение слушать и различать звуки природы, окружающего мира и звуки речи. 2.Развивать фонематический слух. Содержание занятий Приветствие. «Игры», «Болото», «Что бывает». Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов: АУ, УА, ИА. 1.Развивать фонематический слух. 2. Выявить различия между гласными и согласными звуками. Приветствие. Игры: «Волшебные звуки», «Составь слово из слогов», «Красный – синий». Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо прямых открытых слогов с согласными «М», «Н». 1.Учить определять 1. Приветствие. наличия звука в слове. 2. Игра "Один-много". 2.Учить образовывать Например, стол-столы формы множественного 3. Игры «Красный – числа существительных. синий», «Волшебники», «Поймай звук» 4. Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов: Мак, кот, ком, ток, мука. 1. Две работы буквы Г 1. Учить выделять в ряду 1. Приветствие. 2. Две работы буквы В. гласные и согласные 2. Игры: «Что изменилось», 3. Две работы буквы Ф звуки и их сочетание. «Продолжи слово», 4. Две работы буквы Б 2. Образовывать «Корова и слово» 5. Дифференциация Б – П(2з) относительные 5. Дифференциация К – прилагательные от Г(2з) названий эмоций. 3. Развивать фонематический слух. 1. Дифференциация звуков В Развивать 1.Приветствие. –Ф фонематическое 2. Игры: «Логико – 2. Звук и буква Д восприятие. малыш», «Мерсибо», 3. Дифференциация звуков Д Учить умению различать «Поезд». –Т понятия: звук, слог, слово. 3. Звуковой анализ слов. 4. Двойные гласные. Продолжать развивать 4 Выделение звука в слове 5. Звук и буква Е звуковой анализ слов 6. Звук и буква Ю 7. Звук и буква Я 16 Тематическое планирование 6-7 лет Месяц Темы 1.Звуки, звуки слышим вас, не уйдете вы от нас. (2з) 2. Две работы буквы С. 3. Две работы буквы З. 4.Звук и буква Ц. Сентябрь, 5.Дифференциация С – З. октябрь 6.Знакомство с понятием предложение. 7. Знакомство со схемой предложения. Ноябрь, декабрь Январь, февраль Март, апрель Май, июнь Цели, задачи Содержание занятий 1. Развивать умение слушать и различать звуки природы, окружающего мира и звуки речи. 2.Развивать фонематический слух. 3.Развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память. Приветствие. Игры» Болото», «Что бывает» Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов. Д.и «Незнайкины ошибки», «Покажи правильно», «Составь схему». 8. Звук, слог, слово, предложение. 9. Звук и буква Ш 10. Звук и буква Ж 11. Правописание жи – ши. 12. Звук и буква Ч. 13. Звук и буква Щ. 14. Правописание ча – ща, чу – щу. 15. Представление об ударном слоге, способ определения ударного слога. 1. Две работы буквы Л 2. Слова – предметы. 3. Слова – действия. 4. Слова – признаки. 5. Две работы буквы Р. 6. Дифференциация Р – Л. 1.Развивать фонематический слух. 2.Развивать фонематический анализ. Приветствие. Игры: «Волшебные звуки», «Составь слово из слогов», «Красный – синий». Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов. Упражнение «Составь схему» Сравни слова. Игры на тренировку фонематического восприятия Шарады. 1.Развивать фонематические представления, фонематический анализ. 2. Учить проводить анализ предложения. Приветствие. Игра «Один-много». Например, стол-столы Игры «Красный – синий», «Волшебники», «Поймай звук» Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов, предложений. 1. Предложения с предлогом В. Правило переноса. 2. Предложения с предлогом НА. 3. Предложения с предлогом ИЗ. 4. Буква мягкий знак. 5. Понятие – рассказ. 6. Предложения с предлогом К. 1. Учить выделять в ряду гласные и согласные звуки и их сочетание. 2. Образовывать относительные прилагательные от названий эмоций. 3. Развивать фонематический слух. Приветствие. Игры: «Что изменилось», «Продолжи слово», «Кубик», «У кого эти слова». Игры на тренировку слухового внимания. 1.Предложения с предлогом У. 2. Предложения с предлогом НАД 1.Развивать фонематическое восприятие. 2.Учить умению 17 Приветствие. Игры: «Логико – малыш», «Мерсибо», «Поезд», «Незадачливый поэт». 3. Буква твердый знак. 4. Предложения с предлогом ПОД. 5. Предложения с предлогом С. различать понятия: звук, слог, слово,предложение, рассказ. 3.Продолжать развивать звуковой анализ предложения. 18 Звуковой анализ слов. Выделение звука в слове Анализ предложений. Список литературы 1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001. 2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008 3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001. 4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996. 5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985. 6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000. 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998. 9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001. 10. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997. 11. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996. 12. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008. 13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994. 14. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999. 15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009. 16. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. -М.: ТЦ «Сфера», 1999. 17. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. 18. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001. 19. Волина В.В. Учимся, играя. М.: Просвещение, 1994г. 19 Список используемых образовательных ресурсов: doshvozrast.ru http://www.o-detstve.ru/ festival.1september.ru imc-eduekb.ru twirpx.com detsad-kitty.ru logoburg.com logoped.ru logomag.ru logomag.org logopediya.com logopedmaster.ru http://www. rustoys. 20 ru/ind 21