1 Содержание I. Целевой раздел 3 1.1Пояснительная записка 3 1.2 Цель, задачи программы 6 II. Содержательный раздел 7 2.1. Календарный учебный график 7 2.2. Организация и содержание деятельности по программе 2.3. Планируемые результаты работы 8 11 III. Организационный раздел 12 3.1. Учебный план 12 3.2. Оценочные и методические материалы 12 Список литературы 13 2 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1», «Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на: формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных интеллектуальном, потребностей художественно-эстетическом, воспитанников в нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания. Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3. Содержание программы оформляется в учебном плане. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html 2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html 3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями) 1 3 дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). Во исполнение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 2562 (с изменениями) максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 – 11.13). На основании документа «Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249», реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договором. В случае, если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении, получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность4. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. 4 Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249 4 Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием, либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Направленность программы – социально-гуманитарная. Адресат программы – дети дошкольного возраста с 4 до 5 лет. Продолжительность реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов –рассчитан на 40 недель в год, с недельной нагрузкой – 1 раз в неделю. Форма организации занятий – групповая. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут. В дополнительной общеразвивающей программе социально- гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста «Весёлый язычок» (далее по тексту - Программа) определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая. 5 Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников. Периодичность – 2 раз в неделю. 1.2. Цели и задачи реализации программы Цель работы с детьми с 4 до 5 лет: создать условия для раннего обучения детей чтению. Задачи: Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки. Продолжать знакомить с графическим изображением слова – прямоугольник (моделирование) Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков. Учить писать слова с помощью графических изображений. Учить соотносить звук и букву. Учить проводить звуковой(фонетический) анализ слога. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с термином «предложение». Способствовать развитию графических навыков. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Развивать зрительную и зрительно-моторную память. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: 1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими 6 отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка; 3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия; 4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем; 5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, патологического физиологических процесса. Действие особенностей этого принципа и характера строится на преемственности двигательных, речевых заданий; 6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков; 7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей. 7 II. Содержательный раздел 2.1. Календарный учебный график Содержание Количество возрастных групп Начало учебного года Адаптационный период Окончание учебного года Летне-оздоровительный период Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю Регламентированный ОП, половина дня Сроки проведения мониторинга педагогических условий Праздничные дни Средняя гр. 4-5 лет 2 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г. 37 недели 5 дней 20 минут 4 часа (240 минут) Первая половина дня 20.09.2021 г. - 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая *В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). 2.2. Организация и содержание деятельности Продолжительность реализации программы – 1 год. После проведения каждого этапа работы, предполагается овладение детьми, определёнными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование специальных умений и навыков. В данной программе реализуются основные идеи концепции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о развивающем обучении, рассматриваемом как целостная педагогическая система, в которой содержание, методы, формы организации обучения прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. Процесс обучения чтению включает в себя ориентировку и овладение ребенком звуковой стороны речи. Использование тетради каждым ребёнком имеет большое значение, так как: обеспечивает максимальное использование фонематических, графических средств, что создаёт предпосылки для перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму; 8 способствует формированию умения самостоятельно решать учебную задачу, предложенную взрослым; способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи; закрепляет имеющиеся представления о звукобуквенной системе родного языка; способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки (с 4 лет). Написание различных узоров из элементов букв позволяет также создавать положительное отношение к процессу обучения, т.к. это действие почти не вызывает у детей затруднений. Процесс обучения чтению достаточно сложный для детей 4-5 лет, но данная программа позволяет сделать его доступным большинству, т.к. чтению слогов ребенок учится постепенно, по мере изучения звуков и букв. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими) Программа предусматривает: активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники и т.д.); помощь ребёнку в выполнении заданий, дидактического материала для занятий дома; игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики ребенка, систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на занятиях материала; создание положительного эмоционального настроя на занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи. Содержание программы (4-5 лет) Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять 9 громкость голоса и интонацию. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом - любой). Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове; различать твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие (без введения соответствующей терминологии). Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе (4-5 лет) месяц Сентябрь неделя 1-2 3-4 5-6 7-8 Октябрь 1-2 3-4 5-6 7-8 Ноябрь 1-2 3-4 5-6 7-8 Декабрь 1-2 3-4 5-6 Тема занятия, задачи Знакомство с куклой-тильдой Глашей (гласные звуки), знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках. Сравнение слов по звучанию, моделирование. Знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие) рисование иголок ежикам Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо; рисование солнышка. Знакомство с куклой-тильдой Твердун (согласные твердые) многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко» Знакомство с многообразием слов, , игра «Подскажи словечко» Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я.Козловского Знакомство с куклой-тильдой Мякиш (мягкие согласные). Звуки [С-СЬ] (песенка большого и маленького насоса) знакомство с твердыми и мягкими согласными. Звуки [З-ЗЬ] (песенка большого комара и маленького, знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера Звуки [С-СЬ], [З_ЗЬ]с твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий Звук[Ц], рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.Сапгира Куклы Глаша, Твердун и Мякиш ходят в гости (составление слогов).Звук [Ш] (песенка ветра), рисование шариков, заучивание потешки Звук [Ж], моделирование, заучивание стихотворения И.Солдатенко Звуки [Ш-Ж], моделирование, повторение стихотворения 10 7-8 Январь 1-2 3-4 5-6 Февраль 1-2 3-4 5-6 7-8 Март 1-2 2-3 4-5 6-7 Апрель 1-2 3-4 5-6 7-8 1-2 Май 3-4 5-6 7-8 1-2 3-4 5-6 7-8 Июнь 2.3. Звук [Щ] , моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С.Михалкова Новогодний словарь. Соревнование «У кого слов больше?» Звук [Ч], моделирование, рисование предметов. Знакомство с куклой Слыш. Звуки [Ч-Ш], моделирование, нахождение различий. Знакомство с куклой Буковка.Мужской день. Нарисуй мужчину словом. Звуки [Р-РЬ], закрашивание предметов, заучивание стихотворения О.Выготской Звуки [Л-ЛЬ], заучивание стихотворения Е. Александровой. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т.Шурыгиной Женский день. Нарисуй женщину словом. Звуки [Б-БЬ], моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира Звуки [К-КЬ], моделирование, заучивание стихотворения Д.Хармса Звук [Г], моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.САпгира Звуки [Г-К], моделирование, закрашивание предметов заучивание стихотворения Т.Шарыгиной Звуки [Д-ДЬ], моделирование, штриховка и рисование, заучивание стихотворения М.Дружининой Звуки [Т_ТЬ], моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В.Берестова Звуки «Д-ДЬ», «Т_ТЬ», повторение стихотворений. Куколки дружат.Закрепление пройденного материала. Звуки [З,ЗЬ,Ж,С,СЬ]. Штриховка, повторение стихотворений. Закрепление пройденного материала. Звуки[Р,РЬ, Ш,Л,ЛЬ,Б,БЬ]. Повторение стихотворений. Времена года. Найди слова для весны, лета. Расскажи о себе. Куклы в гостях у шипелочки. Куклы в гостях у свистелочки. Приключения звука [Л]. Звуки, звуки слышим вас не уйдете вы от нас. Планируемые результаты работы Ребёнок к концу года должен уметь: правильно произносить все звуки родного языка изолированно (кроме звука [Р]), в словах во фразовой речи (если ребенок не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду); различать короткие и длинные слова, похожие по звучанию, громкие и тихие; 11 делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного); произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание; рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы; выполнять упражнения для пальцев и кистей рук. III. Организационный раздел 3.1. Учебный план Содержание образования Направление развития детей Вид детской деятельности Речевое развитие Общение, игровая, коммуникативная Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности Возраст 4-5 лет Средняя группа Формы работы с детьми Объем образовательной нагрузки, минуты 25 мин. Итого в неделю: Образовательная игровая ситуация, Ответы на вопросы, чтение-слушание и обсуждение прочитанного, игрыдраматизации, рассказы о впечатлениях и событиях из личного опыта, Придумывание сказок, рассказов Беседа, ситуативный разговор с детьми Речевая ситуация. Составление отгадывание загадок. Этические беседы Рассматривание картин иллюстраций, видеоматериалов 50 мин 3.2. Оценочные и методические материалы Исследование включает в себя два направления: 1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук. 2. Исследование речевого развития детей: обследование фонетической стороны; обследование фонематической стороны; обследование лексики и грамматического строя импрессивной речи. 12 обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Обследование речевых функций и состояния ручного праксиса с использованием методик Н. В. Серебряковой, Л. В. Лопатиной, Н. М. Трубниковой, Е. А. Логиновой. Эти методики были дополнены и адаптированы с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. 13 Список использованной литературы 1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001. 2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008 3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001. 4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996. 5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985. 6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000. 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998. 8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998. 9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001. 10. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997. 11. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996. 12. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008. 13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994. 14. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999. 15. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009. 16. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999. 14 17. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. 18. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001. Список используемых образовательных ресурсов: doshvozrast.ru http://www.o-detstve.ru/ festival.1september.ru imc-eduekb.ru twirpx.com detsad-kitty.ru logoburg.com logoped.ru logomag.ru logomag.org logopediya.com logopedmaster.ru http://www. rustoys. ru/index.htm 15