!!!5. Веселый язычок 2-4 года

1

Содержание
I Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы

3
3
7

1.3 Организация и содержание деятельности по программе

8

1.4. Планируемые результаты
II Содержательный раздел

10
11

2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы

11
11

2.3. Оценочные материалы
III. Организационный раздел
2.4. Методические материалы
2.5. Рабочая программа (модули) курсов программы

12
12
12
13

Список литературы

26

2

I.

Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1»,
«Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание
дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано
на: формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
удовлетворение
интеллектуальном,

индивидуальных

потребностей

воспитанников

в

художественно-эстетическом,

нравственном

и

интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания.
Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным
общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон
№ 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3. Содержание программы
оформляется в учебном плане.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют
дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа
2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL:
http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
2
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html
3
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями)
1

3

Во исполнение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N2562 (с изменениями)
максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 – 11.13).
На основании документа: Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249: реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договорам. В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении
получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения
ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную
деятельность4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа
2013 г. № 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» платные образовательные услуги
не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое
обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований

Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08249
4

4

федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность за
счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за
счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или
муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии
на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг
условиях.
Направленность программы – социально-гуманитарной, обусловлена содержанием образования по социальной адаптации детей дошкольного возраста, развитие интеллектуальных способностей воспитанников.
Адресат программы – дети дошкольного возраста с 2 до 4 лет.
Продолжительность реализации программы – 2 года.
Общее количество учебных часов – рассчитан на 40 недель в год, с
недельной нагрузкой – 2 раза в неделю.
Форма организации занятий – подгрупповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от
2 до 3 лет – не менее 15 минут, 3 до 4 лет - не менее 20 минут.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая.
Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников. Периодичность – 2 раза в неделю.
Актуальность программы обусловлена значительным количеством
речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

5

Основная идея программы: Амплификация развития детей с речевыми нарушениями на основе модернизации образовательной среды дошкольной образовательной организации.
Для речевого развития ребенка, для его успешного обучения в школе
представляется достаточно актуальной проблема формирования звукопроизношения и фонематического слуха с раннего возраста. Для того, чтобы
помочь детям справиться с ожидающими их сложностями, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, так как через посредство речи развивается отвлеченное мышление.
В настоящее время известно, что все функции ЦНС лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие
функций задерживается и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким критическим периодом являются первые три года
жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается аналитическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если
же впервые три года речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе
онтогенеза параллельно с физическими и умственным развитием ребенка и
служит показателем общего развития.
Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полумесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания., которые называют предречевыми голосовыми реакциями. В них можно различить много звуков, которые позже будут элементами членораздельной
речи. Обучение артикуляции звуков – очень сложная задача и ребенку потребуется почти три года, чтобы овладеть этим искусством. В этот период
6

важно, чтобы ребенок видел правильную артикуляционную мимику, только после этого появляется способность к звукоподражаниям именно в этом
возрасте необходимо уделять большое внимание артикуляционной моторике. Детям нравятся игры – упражнения с язычком на закрепление артикуляционных движений и если они проводятся систематически, то учитывая относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, не только позволяет развивать у детей правильное
звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
Уровень развития ребенка всегда находится в прямой зависимости от
степени развития тонких движений пальцев рук. А на развиваем и другую
область коры мозга. головного мозга бросается в глаза, что речедвигательная область находится совсем рядом с двигательной областью, то есть
стимулируя развитие одной, мы развиваем и другую область коры мозга.
Итак, говоря о природе подготовки ребенка к активной речи, нужно
иметь в виду не только тренировок артикуляционного аппарата, но что
очень важно, движений пальцев рук.
Одновременно с этой работой необходимо помнить какое важное значение в усвоении и правильном произношении сформированности фонематического слуха.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Интенсификация формирования оптимальных образовательных условий, обеспечивающих коррекцию и профилактику
нарушений речевого развития, социальную адаптацию ребенка на основе
всемерного использования его познавательного и личностного потенциала.
Задачи:
­ готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения с
помощью упражнений артикуляционной гимнастики;
7

­ развивать мелкую моторику через комплекс пальчиковых гимнастик;
­ развивать слуховое внимание, память, речевое дыхание, высоту и
силу голоса;
­ знакомить с простыми произношению звуками А, О, У, И, Э, Ы, М,
Б,Н,П,В,Ф,Д,Т в первый год обучения и со звуками С,З,Ш,Ж,Л – во
второй год обучения. Развивать умение различать их по артикуляции и на слух, то есть формировать фонематический слух;
­ формировать навыки звукового анализа и синтеза.
1.3. Организация и содержание деятельности по программе
Учебный план
Содержание образования
Направление
развития детей
Речевое развитие

Вид детской деятельности
Общение, игровая,
коммуникативная

Возрастные
группы
2- 3 го3–4
да
года
I млад2-я
шая
младгруппа
шая
группа
Объем образовательной нагрузки, минуты
15 мин

20 мин

30 мин

40 мин

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности

Итого в неделю:

8

Формы работы с детьми

Образовательная игровая ситуация,
Ответы на вопросы, чтениеслушание и обсуждение прочитанного, игры-драматизации,
рассказы о впечатлениях и событиях из личного опыта,
Метод проектов
Придумывание сказок, рассказов
Беседа ситуативный разговор с
детьми
Речевая ситуация
Составление отгадывание загадок,
Этические беседы
Рассматривание картин иллюстраций, видеоматериалов
Мини-музей

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Программа предусматривает:
­ активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые
и индивидуальные консультации, праздники, родительские собрания и
т.д.);
­ игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
­ создание положительного эмоционального настроя на занятия,
формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться
говорить правильно.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с
учётом следующих принципов:
1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость
раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий
4. одновременное решение нескольких коррекционных задач в
структуре одного занятия;
5. принцип сознательности и активности детей, означающий, что
педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить
познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный
опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала
и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
9

6. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий
учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности
двигательных, речевых заданий;
7. принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
8. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и
широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью
обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
1.4. Планируемые результаты работы:
К концу первого года обучения:
­

уметь произносить звукоподражательные слова в разном темпе
(быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко);

­

уметь говорить внятно и не торопясь;

­

уметь произносить гласные звуки, различать их по артикуляции и
выделять на слух из ряда других гласных;

­

уметь узнавать имена звучков по артикуляции и по букве;

­

уметь произносить согласные звуки (кроме соноров и шипящих);

­

уметь выполнять комплекс артикуляционных упражнений для
формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих
звуков и (Л);

­

овладеть навыками правильного речевого дыхания;

­

уметь манипулировать мелкими предметами и знать комплекс
пальчиковых гимнастик.

К концу второго года обучения:
­ уметь отчетливо произносить слова и короткие фразы;
­ уметь правильный темп речи, интонационную выразительность;
­ уметь произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме
соноров и шипящих;
10

­ уметь различать на примере звучков мягкие – твердые, глухие –
звонкие;
­ на примере зрительных образов овладеть навыками звукового анализа;
­ уметь пропевать два в открытых слогах или в закрытых.
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
Содержание
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Адаптационный период
Окончание учебного года
Летне-оздоровительный период
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Время проведения НОД
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю
Регламентированный ОП, половина
дня
Сроки проведения мониторинга педагогических условий
Праздничные дни

2.2.

1 мл.гр.
2 мл.гр.
2-3 года
3-4 года
1
2
01.09.2021 г.
01.09.2021 г.
С 01.09.2021 г. по 30.11.2021 г.
31 мая 2022 г.
31 мая 2022 г.
С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г.
37 недели
37 недели
5 дней
5 дней
8-10 минут
15 минут
90 минут
2 часа 45 минут
(165 минут)
Первая, вторая половина дня
Первая половина дня
16.05.2022 г. – 31.05.2022 г.

20.09.2021 г. 4.10.2021 г.
16.05.2022 г. – 31.05.2022 г.

4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение – кабинет для подгрупповой
работы с детьми, демонстрационный и наглядный материал по речевому
развитию.
Информационное обеспечение: ноутбук, аудио-фонотека, интернет
источники: сайт Мерсибо, развивающие игры Воскобовича.
Наглядный материал для каждого упражнения:
­ сюжетные и предметные картинки, игрушки;
­ фигурки звучков;
­ игры для развития мелкой моторики (прищепки, мячи, шнуровки);
­ игры для воздушной струи.

11

Кадровое обеспечение: требования к квалификации педагога, реализующего программу: высшее профессиональное образование в области логопедии и дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
2.3. Оценочные материалы
Проводится во время коллективной игры и беседе с ребенком.
Наблюдая за его речью можно выявить, служит ли речь средством общения, понятна ли она окружающим.
Исследование включает в себя два направления:
­

исследование состояния произвольной моторики пальцев рук;

­

исследование речевого развития детей;



обследование фонетической стороны;



обследование фонематической стороны;



обследование лексики и грамматического строя импрессивной речи;



обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Обследование речевых функций и состояния ручного праксиса с ис-

пользованием методик Н. В. Серебряковой, Л. В. Лопатиной, Н. М. Трубниковой, Е. А. Логиновой.
Эти методики были дополнены и адаптированы с учётом особенностей детей дошкольного возраста.

III.

Организационный раздел

3.1. Методические материалы
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация
и др.).
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
12

Формы организации образовательного процесса - беседа, встреча с
интересными людьми, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль, студия,
творческая мастерская и пр.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология модульного обучения,
технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология решения изобретательских, задач, здоровьесберегающая технология и др.
3.2.

Рабочая программа (модули)

Содержание
1.

Обследование речи детей.

2.

Проводится во время коллективной игры в беседе с ребенком.

Знакомство детей с органами речи.
Перед детьми разыгрывается ситуация, когда все вместе не могут понять
одного взрослого, который объясняется при помощи жестов и мимики. Дети просят сказать, что он объясняет. Далее дети знакомятся со сказкой о
Веселом язычке.
3.

Развитие речевого дыхания, длительного речевого выдоха, формиро-

вание воздушной струи.
4.

Для третьего года жизни имеют укороченный слабый выдох, многие

говорят недостаточно громко или тихо, не умеют говорить шепотом и дуть
легко, без напряжения. Необходимость этих навыков особенно важна для
формирования артикуляционных укладов свистящих и шипящих звуков,
поэтому на каждом занятии предлагаются игры на поддувание.
5.

Разучивание артикуляционных упражнений.
13

6.

Для тренировки артикуляционного аппарата, его подвижности, пла-

стичности, для формирования сложных артикуляционных поз, укладов
предлагаются игры с язычком.
7.

Развитие мелкой моторики.

8.

Большое значение придается пальчиковым играм, играм Воскобовича

(«Шнур - затейник», «Кораблик»). Это могут быть стихотворные сюжеты,
которые дети любят рассказывать с помощью пальчиков; или предлагаются шарики, прищепки, ежики для массажа и другие мелкие предметы, которые нужно собрать, сложить.
9.

Воспитание слухового внимания, речевого слуха.

10. Для улучшения произносительной стороны речи у детей двух – трех
лет, овладение ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого слуха. С этой целью используются специальные игры и упражнения.
11. Обогащение словарного запаса.
В период с двух до трех лет у детей бурно развивается словарь и фразовая речь. Они знакомятся с различными свойствами предметов, устанавливают простейшие связи между ними, обобщают по сходным признакам.
Дети учатся активно пользоваться запасом, имеющихся у них слов на всех
этапах занятия, рассказывают ли они стихотворные пальчиковые или артикуляционные гимнастики, или играют с колючими ежатами, которых ищет
мама – ежиха, одновременно делая массаж. Однако способность понимать
обобщенное значение слов развито недостаточно, поэтому речевой материал подбирается по темам месяца.
12. Выработка умения пользоваться тихим и громким голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не напрягать голосовые связки, так как это
может привести к срыву голоса.
13. Закрепление артикуляции гласных звуков.
Для работы по этой теме предлагаются звучки.
14

Звучки вместе с детьми поют песенки длинные и короткие, громкие и тихие. Еще звучкам нравится петь песни в хороводах: А – У – О или У – О И – Э. Добиваться плавного перехода от одной артикуляции к другой, готовиться база для слияния гласных звуков с согласными.
14. Закрепление артикуляции согласных звуков.
В звуковом лесу живут и другие звучки, которые совсем не умеют
петь и всегда соглашаются, что у голосистых красных звучков это получается лучше, поэтому голосистых звучков еще называют гласными, а неголосистых согласными. Но зато у некоторых звучков в руках звенят колокольчики и называют звонкими звучками. Не все звучки звонкие, есть у
них друзья без колокольчиков, очень тихие, их еще называют глухими.
15. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Упражнения по развитию фонематического слуха имеют большое
значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят к полному анализу
звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Работа по
развитию фонематических процессов проводится в следующей последовательности (сначала на примере гласных звуков, затем по той же схеме на
согласных):
­ знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом;
­ различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом («Поймай звучок в кулачок»);
­ узнавание звука в слове («Чья песенка спряталась»);
­ определение места звука в слове;
­ различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции;
­ придумывание слов на определенный звук.
16. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
15

Звуковой анализ и синтез нужны для того, чтобы буква возникла для ребенка, как знак звука, как его обозначение. Чем раньше такие занятия
предлагаются детям, тем прочнее строится фундамент, обеспечивающий
грамотное чтение и письмо. Дети играют звучками, которые дружат между
собой и ходят друг к другу в гости. Звучки учат песенкам, которые могут
быть короткими и длинными. Зрительные образы звучков, на крылышках
которых наклеена соответствующая буква., на первых порах помогают детям называть и выделять звуки; одновременно запоминаются и буквы. дети
сами составляют из звучков песенки и пропевают их. В последующем эти
игры – задания легко выполняются на слух. Но однажды дети оказываются
в Стране слов, где знакомые звучки учат их играть в новую игру – игру в
слова. Эти слова, как и песенки, тоже бывают короткие и длинные. Проанализировать

их

звуковой

состав

16

уже

не

представляет

труда.

Календарно-тематический план изучения
1 год обучения (возраст детей 2-3 года)
Месяц
Тема
Сентябрь

Октябрь

1. Обследование речи детей
2. Знакомство детей с органами речи
3. Развитие речевого дыхания, длительного выдоха
«Бабочка лети!»
4. Развитие артикуляционной моторики
5. Развитие мелкой моторики
6. Развитие слухового внимания «Колокольчик»
1. Развитие речевого дыхания, длительного выдоха
«ветерок проснулся»
2. Развитие мелкой моторики
3. Выработка умения пользоваться громким голосом
«Идите с нами играть!»
4. Развитие направленности слухового внимания
«Где позвонили?»
5. Развитие артикуляционной моторики
6. Развитие слухового внимания, речевого слуха
«Погремушка, бубен»
7. Развитие речевого дыхания, длительного выдоха
«Листик осенний лети!»
8. Развитие понимания словесных инструкций
«Слушай и выполняй»

Артикуляционная
гимнастика

Пальчиковая
гимнастика

Развитие фонематических процессов

Сказка
«Здравствуй язычок»
--- - --- - ---

«Ладошки»
«Вкусный салатик»

--- - --- - ---

--- - --- - ----- - --- - ----- - --- - --«Чики, чики, чики чок,
пусть попляшет язычок»
«Превращение»
--- - --- - ----- - --- - ----- - --- - --«Лошадка»
--- - --- - ---

17

Ноябрь

Декабрь
Декабрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
Январь

1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.
Февраль

Развитие артикуляционной моторики
Развитие слухового внимания «Дудочка»
Звук «А» - уточнение артикуляции
Звук «А» - игра «Успокой куклу Катю»
Развитие мелкой моторики
Звук «У» - уточнение артикуляции
Звук «У» - «Будем с волком дружить»
Звуки «А-У» - «Ниточки»
Развитие мелкой моторики
Звук «И» - «Кто умеет улыбаться»
Звук «И» - «Покажи и назови»
Развитие слухового внимания «Угадай, что делают» (вода льется, бумага шуршит и т.д.)
Формирование воздушной струи «Варежка»
Звук «О». Игра «Хорошая кукла Катя, да болят
зубы у куклы нашей». Уточнение артикуляции
звука
Звук «О».
Развитие зрительного внимания «Угадай, чего не
хватает»
Развитие мелкой моторики
Звук «О», «И». Слитное пропевание
Развитие речевого слуха,
речевой активности
«Поспешили-насмешили»
Развитие умения пользоваться тихим голосом «Не
разбуди Катю!»
Развитие мелкой моторики
Развитие слухового внимания «Угадай, что звучит»
Звуки «А», «У», «И», «О». Слитное пропевание.
Активизация словаря «Новогодняя елка»
Развитие воздушной струи «Снежинка»

«Ленивый кот»
--- - --- - ----- - --- - ----- - --- - ----- - --- - --«Чья дудочка длинней?»
«Чья дудочка длинней?»
«Жил да был язычок»
«Жил да был язычок»
«Я лягушка, губки к ушкам»
--- - --- - --«Жил да был язычок»
--- - --- - --«Здравствуй, язычок»
«Жил да был язычок»
«Здравствуй, язычок»
--- - --- - ----- - --- - --«Лошадка скачет»
«Кошка лакает»
«Индюк болбочет»
--- - --- - --«Превращения»

«Забор для зверей»
--- - --- - --«Колючий ёжик»
--- - --- - --«Вьюги»
--- - --- - ----- - --- - --«Фонарики»
--- - --- - --«В гости к пальчику
большому»
--- - --- - --«Вьюги»
«Как живешь?»
--- - --- - ---

--- - --- - --Узнавание (А) среди
звукоподражаний
«Чья песенка?»
«Чья песенка?»
--- - --- - --Интонационное выделение в словах
Узнавание (У), (И)
среди звукоподражаний
Узнавание на слух (О)
среди ряда гласных
Интонационное выделение в словах

--- - --- - ---

«Чья песенка громче?»
--- - --- - ---

--- - --- - ---

--- - --- - ---

«У оленя дом большой»

Интонационное выделение

--- - --- - ----- - --- - ---

1. Звук «Б» - уточнение произношения. Знакомство

«Часики»
18

--- - --- - --«Вышли пальчики гу-

Интонационное выде-

Март

со звучком. Определение: «Громкий» звучок.
2. Звук «Б» - закрепление в
чистоговорках.
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие слухового внимания. Игра «Гости пришли» (зайка с бубном, мишка с колокольчиком)
5. Звук «П» - уточнение произношения, закрепление
в чистоговорках. Определение: «тихий» звучок
6. Звук «П» - закрепление артикуляции. «Как я скажи и мячик получи»
7. Квук «П» - «подберем игрушки
для Петрушки»
8. Развитие слухового внимания «Угадай кто кричит»
1. Развитие мелкой моторики
2. Звук «Д» - уточнение артикуляции. «Звонкий»
звучок
3. Звук «Д» - закрепление артикуляции, чистоговорки
4. Развитие слухового внимания «Найди игрушку»
5. Звук «Т» - уточнение артикуляции.
Игра «Как я скажи и мяч получи…»
6. Звук «Т» - закрепление в чистоговорках
7. Формирование воздушной струи, развитие общей
моторики (Домик)
8. Хороводы звучков «Кто песенку споет, тот колечко возьмет»

«Качели»

лять»

ление

--- - --- - ---

--- - --- - ---

«Футбол»
--- - --- - ---

--- - --- - ----- - --- - ---

Выделение (Б) среди
гласных
--- - --- - ----- - --- - ---

«Маляр»

--- - --- - ---

--- - --- - ---

--- - --- - ---

Слоговые цепочки папа, пу-па, пи-па
Интонационное выделение в словах
--- - --- - ---

«В гости к тетушке Щечке»

«Пальчики запомни,
язычок назови

Выделение (Д) из ряда
П, Б, Д

--- - --- - ---

--- - --- - ---

«Облака»

Выделение (Д) из ряда
П, Б, Д
Выделение (Т) из ряда
согласных
та-та-ту, то-ту-ту и др

--- - --- - ---

--- - --- - --«Дятел»
--- - --- - --«Поезд»
«В гости к тетушке Щечке»
--- - --- - ---

--- - --- - --«Пальчики здороваются»

--- - --- - ---

--- - --- - --Апрель

--- - --- - --«Ленивый кот»

1. Позовем звучка «А», услышав его песенку – развитие фонематического слуха
2. Звук «Г» - уточнение произношения
3. Звук «Г» -закрепление в чистоговорках

--- - --- - --«Ежонок»
19

«Раз, два, три, четыре,
пять, будем пальчики
считать…»
--- - --- - --«Раз, два, три, четыре,
пять, будем ежиков

Выделение (А) среди
гласных
Выделение (Г) из ряда
согласных
--- - --- - ---

4. Развитие мелкой моторики
5. Звук «К» - уточнение произношения
6. Звук «К» - закрепление в чистоговорках

--- - --- - --«Футбол», «Маляр», «Комарик звенит»
--- - --- - ---

считать…»
«Солнышкосолнышко, погуляй у
речки»
--- - --- - ----- - --- - ---

Май

Июнь

7. Развитие фонематического слуха «Позовем звучка «У», услышав его песенку»

--- - --- - ---

8. Развитие воздушной струи «Плывут кораблики»
1. Звуки «К», «Г». Игры «Тихий-громкий…», «Кулачок поймал звучок»
2. Развитие фонематического слуха «Позовем звучка (И), услышав его песенку
3. Развитие мелкой моторики

--- - --- - --«Часики-качели»

4. Развитие фонематического слуха «Позовем Олю,
услышав ее песенку»
5. Звуки «К», «Г». Закрепление в чистоговорках
6. Формирование воздушной струи «Бабочки летают»
7. Звук «Х» - уточнение произношения
8. Звук «Х» - закрепление в чистоговорках
1. Путешествие к тетушке Щечке.
2. В гостях у гномика.
3. Цветочная поляна.
4. Закрепление:
- чью песенку пою?;
- назови громких ( тихих )звучков;
- кто дольше ниточку протянет;
- хороводы;
- кулачок поймал звучок.

--- - --- - ---

«Комарик звенит»,
«Ветер шумит»
--- - --- - --«Футбол», «Маляр»

«Пальчик, пальчик,
где ты был…?»
--- - --- - ---

--- - --- - ----- - --- - ---

--- - --- - ----- - --- - ---

«Делай, как я»

«Волшебный шарик»

--- - --- - ---

«Гномик»

Дифференциация
гласных звуков в потоке речи.

« Пальчики здороваются»

Дифференциация согласных звуков в потоке речи

« Маляр»
« Раз, два, три повтори»
--------------«Чики, чики, чики чок
пусть попляшет язычок»

20

--- - --- - --«Горох да бобы…Вот
перебрать бы!»
--- - --- - ---

(Г) интонационное
выделение
Найди такую же картинку
Выделение (К) из ряда
согласных
Выделение (У) из ряда
звуков
--- - --- - --Дифференциация в
потоке речи
(И) из ряда гласных
звуков
Выделение (О) из ряда гласных

Календарно-тематический план изучения
2 год обучения (возраст детей 3-4 года)
Артикуляционная гимнаПальчиковая
стика
гимнастика

Месяц

Тема

Сентябрь

1. Обследование речи детей.
2. Знакомство детей с органами
речи. Разучивание артикуляционной гимнастики
3. Развитие слухового внимания
4. Гимнастика губ. Уточнение
понятия «звонкие» песенки.
Хороводы
5. Развитие мелкой моторики
воздушной струи «Пузырек
поет» и дифференцирование
дыхания «Ныряльщики»
6. Развитие артикуляционной моторики, силы голоса. Игра «В
лесу»
7. Звук «А». Узнавание на слух
8. Звук «У». Узнавание на слух

«Чики, чики,
чики, чок,
пусть попляшет язычок»

1. Звуки «А», «У». Слитное, раздельное пропевание.

Октябрь

Развитие фонематических
процессов

«Пальчик, пальчик,
где ты был…»

Кол-во
занятий
1
1

1
1
--- - --- - ---

--- - --- - -1

«Здравствуй, язычок»
--- - --- - ---

--- - --- - ---

--- - --- - ---

«Сказка про гномика»

«Ёжик»

--- - --- - ---

«Дождик»

2. Звук «И» узнавание на слух

«Маляр»

--- - --- - ---

3. Звук «О». Узнавание на слух

--- - --- - ---

--- - --- - ---

4. Звуки «А, О, У, И». Закрепле21

Выделение гласных звуков из звуковых комплексов АУ, УА, КОКО-КО-О, МУ-У, МЯУ-У, КУКАРЕКУ-У, К-А-А-Р, КВА-А

Выделение (А) из ряда гласных.
Игра «Кулачок, поймай звучок»
Выделение (У) из ряда гласных.
Звуковой комплексный анализ:
«А», «У» - песенка короткая, «АУ» песенка длиннее.
Поют две девочки:1-Аня, 2-Уля
Выделение «У» из ряда гласных на
фоне слова.
Игра «Волшебный мешочек»
Выделение «О» из ряда гласных и на
фоне слова. Игра «Узнай Олину любимую игрушку.
Выделение гласных на фоне слов. Иг-

1

1
1

2

1

1

ние

Ноябрь

Декабрь

«Футбол»

«Туча в дождик»

5. Развитие фонематического
слуха
1. Звук «М» - уточнение произношения и понятия «звонкий»
звук.
2. Звук «М» - закрепление в чистоговорках
3. Звук «М» - игра «Магазин»

«В гости к тетушке Щечке»

--- - --- - ---

«Жил да был язычок»

4. Звук «М» - слияние с гласными
звуками в открытых слогах
АМ, ОМ, УМ
5. Звук «П» - закрепление произношения, развитие ротового
выдоха
6. Звук «П» - закрепление в чистоговорках. Уточнение понятия «глухой» звук.
7. Звук «П» - развитие фонематического слуха
8. Звук «П» - слияние с гласными
1. Звуки «П-М». Закрепление
«глухой-звонкий». Слоговые
цепочки
2. Звуки «П-М». Слияние с гласными
3. Звук «Х» - уточнение артикуляции, понятие «глухой» звук,
чистоговорки
4. Звук «Х». Игра «Хитрая лиса»
5. Звук «Х» - слияние с гласными

ра «Чья игрушка?»
Закрепление навыка выделения
ударного гласного. Игра «Заблудились в лесу»

2

--- - --- - ---

Выделение «М» из ряда гласных
«Узнай голосок мальчика-звука»

2

«В гости»

--- - --- - ---

1

--- - --- - ---

--- - --- - ---

--- - --- - ---

«Мама и малыш»

Интонационное выделение звука в
слогах
Интонационное выделение «М» в
словах
Звуковой количественный анализ
АМ

«Путешествие с гномиком»

«Пу-пу-пу, мы почистили крупу»

Интонационное выделение «П» в
слогах, словах

1

--- - --- - ---

--- - --- - ---

Выделение «П» на фоне слова

1

--- - --- - ---

--- - --- - ---

2

1
1

1

«Теремок»
«Футбол»

«Теремок»

--- - --- - ---

«Ёлочка»

«Маляр»

--- - --- - ---

«Футбол»
--- - --- - --«Открываем шире рот»
22

«Ёлочка»

Интонационное выделение в слогах. Игра «Как я скажи и мяч получи»
Звуковой количественный анализ.
Слога АП, УМ
Интонационное выделение «Х» в
слогах и словах
Выделение «Х» на фоне слова
Звуковой количественный анализ
Выделение звука на фоне слова

1

1
1
1
1
1

в слогах ХА, ХА, ХУ
--- - --- - --6. Звук «Х» - определение или
отсутствие звука в слове

--- - --- - ---

--- - --- - ---

1
--- - --- - ---

Январь

------------Февраль

7. Определение первого звука в
--- - --- - --слове. Игра «Кому подарок?»,
«Мишке – машинку», «Петрушке – панамку», «Хрюшке –
хлопушку»
8. «Письмо в Звукоград» - игра на
слияние гласных с согласными
1. Активизация словаря «Зимние
«Горка»
забавы»
2. Звук – буква. Игра «Чья ва--- - --- - --режка?»
3. Звук «Э». Уточнение произно--- - --- - --шения, хороводы. Игра «Любимые слова Эли» (Кто это?
Что это?)
4. Звук «Э». Развитие слухового
«Чашечка»
внимания
5. Звук «Ы». Уточнение произ--- - --- - --ношения, хороводы.
6. Звуки «Ы-И». Игра «Один«Горка, Маляр, Футбол, Чашечмного»
ка»
7. «Праздник в Звукограде». Слияние «Э, Ы» с согласными ХЭ,
ХЫ, ЭП, ЫМ и т.д.
--------------------------------------------1. Звук «С» - уточнение артикуляции
вызывания звука

«Пальчик за пальчик»

1
--- - --- - ----- - --- - ---

--- - --- - ---

--- - --- - ---

--- - --- - ---

------------------------------------

-------------------------

«Жил да был язычок»

«Теремок»

«Насос»

«Сорока – белобока»
23

1

Интонационное выделение заданного звука из ряда других
Выделение «Э» из ряда гласных

2
1

«Поймай звучок в кулачок»

1

Выделение «Ы» из ряда гласных

1

Дифференциация «Ы-И»

1

Звуковой количественный анализ

1

--------------------------------------------- ------------Интонационное выделение заданного звука из ряда других.

2

2. Звук «С» - закрепление произношения , развитие ротового выдоха.
3. Звук «С» - закрепление звука в
чистоговорках. Уточнение понятия «глухой звук»
4. Слияние гласных со звуком «С».
5. Как снеговики солнце искали.
Март

1. Звук «З» - уточнение артикуляции
вызывания звука.
2.Звук «З» - закрепление произношения, развития ротового выдоха.
3. Звук «З» - закрепление звука в
чистоговорках. Уточнение понятия «звонкий звук».
4. Слияние гласных со звуком «З».
5. Как цыплята солнышко будили.

«Поймай звучок в кулачок»
--------------

2

----------1

«Футбол»

Звуковой количественный анализ

2

«Снеговик»
1

«Насос»

«Солнышко»

2
Выделение звука «З» из ряда гласных

«Комарик звенит»

2

-----«Солнце, заборчик,
камешки»

Интонационное выделение звука в
слогах

1
2
1

Апрель

1. Звуки «С – З». Закрепление «
глухой – звонкий». Слоговые цепочки.
2. Звуки « С – З» . Слияние с гласными.
3.Весенний ручеек.
4. Свистелочка и звенелочка собирает друзей.
5.Прилетайте, птицы.

«Насос»
«Комарик звенит»

«Кораблик»
---------

2
Дифференциация звуков «С – З»
2
Звуковой количественный анализ

«Сказка про язычок»

1
«Ай, качи, качи…»
2
1

24

Май

1.Звук «Ш» - уточнение артикуляции вызывания звука.
2. Звук «Ш». Закрепления звука в
слогах, словах. Слоговые цепочки.
3.Звук «Ш» - развитие фонематического слуха.
4. Звук «Ж» - уточнение артикуляции вызывания звука.
5. Звук «Ж» - закрепление звука в
чистоговорках. Слоговые цепочки.

------------- --------------------------------------------Июнь
1. Звуки «Ш – Ж». Закрепление «
глухой – звонкий». Слоговые цепочки.
2. Звуки «Ш – Ж» - закрепление
звуков в чистоговорках.
3. Мы звеним, мы шипим.
4. Путешествие на воздушном шаре.
5».Праздник в Звукограде».

«Улей»
«Пчелка»

«Жил был язычок»
--------------

--------------------------

«Путешествие с гномиком»

2
«Пчелка»
2
Выделение звука на фоне слова.
«Кошка , мышка»

1
Звуковой количественный анализ
2
1

-----------------------------------------

-------------------------------------------

-------------

Дифференциация звуков.
«Мотор»
«Чашечка»
«Горка»
«Кошка сердится»

1
Выделение звуков на фоне слов.
2
Звуковой количественный анализ
2
2
1
25

Список литературы
1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.
– М.: Сфера, 2008
3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер,
1996.
5. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М:
Прос., 1985.
6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
10.Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
11.Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
12.Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
13.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
14.Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
26

16.Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение
грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. -М.: ТЦ «Сфера»,
1999.
17.С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению
грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2006.
18.Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
Список используемых образовательных ресурсов:
doshvozrast.ru
http://www.o-detstve.ru/
festival.1september.ru
imc-eduekb.ru
twirpx.com
detsad-kitty.ru
logoburg.com
logoped.ru
logomag.ru
logomag.org
logopediya.com
logopedmaster.ru
http://www. rustoys. ru/index.htm

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».