1 Содержание I Целевой раздел 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Цель, задачи программы 5 1.3. Планируемые результаты 12 II. Содержательный раздел 14 2.1. Календарный учебный график 14 2.2. Условия реализации программы 14 2.3. Оценочные материалы 15 III Организационный раздел 18 3.1. Методические материалы 3.2. Рабочая программа (модули) курсов программы 18 18 Список литературы 47 2 I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1», «Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на: формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных интеллектуальном, потребностей воспитанников в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания. Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3. Содержание программы оформляется в учебном плане. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, деятельность, реализуют осуществляющие дополнительные образовательную общеобразовательные Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html 2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html 3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями) 1 3 программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). Во исполнение СанПиН «Санитарно- 2.4.3648-20 эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N2562 (с изменениями) максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 – 11.13). На основании документа «Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249», реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договором. В случае, если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении, получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность4. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08249 4 4 физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием, либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В процессе обучения дошкольников важное место отводится формированию математических представлений и умение логически рассуждать. Это вызвано обилием информации в повседневной жизни, современной массовой компьютеризации, необходимости воспитания у детей дошкольного возраста интереса к процессу познания. 1.2. Цель и задачи программы Авторская программа по формированию «Математика в картинках» логико-математических представлений разработана в полном соответствии с современными требованиями образовательного стандарта дошкольного образования. Освоение программы становится основой для дальнейшего познания многих сторон математической действительности, актуальность программы по элементарной логике продиктовано интеллектуальным развитием детей дошкольного возраста. В связи с этим намечена цель программы «Математика в картинках» (3-5 лет): Способствовать проявлению и становлению у дошкольников интереса к процессу познания, умение выявлять закономерности предметов и явлений окружающего мира, использовать свои знания и умения в повседневной жизни, осознанно переносить аналогичные и нестандартные ситуации, понимать логику рассуждений, устанавливать связи, выводить закономерности. Задачи программы: 5 1. Формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов. 2. Воспитание интереса к предмету, формирование математических знаний, умений, навыков. 3. Развитие образного мышления, формирование логических приемов мышления. 4. Развитие вариативности мышления, Воображение, конструктивных умений. 5. В развитии речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения 6. Выработка умения устанавливать позитивное, деловые отношения со сверстниками и взрослыми. Авторская программа по формированию математических и логических представлений младшая, средняя группа «Математика в картинках» взаимно дополняют и обогащают общеобразовательные программы, реализуемые в детском учреждении, так как возникают связи между новыми и уже имеющимся знаниями у детей. Программа «Математика в картинках» не дублирует программу по математике в детском саду, тем не менее характеризуется более широким и более полным охватом содержания, концентрацией основного внимания на проблемах. В образовательной работе с детьми по вышеуказанной программе не используется школьные формы и методы обучения, что не соответствует возможностям дошкольников, их восприятию, мышлению, памяти. Кроме того, недопустимо завышение требований к детям, безосновательное искусственное ускорения темпов развития одних детей и невнимание к трудностям других. Какие закономерности прослеживаются при обучении математике по программе подготовка к школе-развивающий эффект. 6 По мысли А. В. Запорожца - педагога-психолога - развивающий эффект обеспечивает амплификация - обогащение детских видов деятельности, в которых ребёнок чувствует себя наиболее успешно. Объективные достижения появляются в дошкольном детстве, если интеллектуальное и эмоциональное развитие строится с учетом взрослых психологических особенностей и индивидуального темпа развития ребенка. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям детей, наращиваются постоянно, систематически. Каждый раздел («Числа и операции над числами», «Величины», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», «Общие понятия» обогащен материалом, опережающим программные требования в условиях реализации общеразвивающей программы. Важна активность самого ребенка - обследовательская, предметноманипулятивная, познавательная, использование проблемно-поисковых ситуаций, познавательное общение должно быть развивающим. В процессе познания взрослый должен избегать давать набор готовых знаний и ситуаций, это может резко затормозить мыслительную активность ребенка. Те же самые положения являются основными в программе для детей младшего и среднего возраста «Математика в картинках». Младшие дошкольники ещё больше нуждаются применение игровых методов и приемов, в наглядности: иллюстрации, картинки, карточки, фотографии, книжки-театры, игрушки, конструкторы, карточки-условные обозначения и др. Характер заданий, связан с продуктивной деятельностью: предлагается что-то заштриховать, раскрасить, провести линии, стрелки, нарисовать определённое количество предметов и т.д., и т.п. 7 Кроме того, частично используются «Рабочие листы», представляющая собой задание в виде рисунка. Яркие, пестрые картинки дали название программе для малышей «Математика в картинках». Каждый лист отражает один из математических разделов, освоенных детьми. Кроме того - листы с заданиями на определённую тему - простой и результативный способ корректировки знаний. Таким образом - формирование математических представлений происходит в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности (наблюдение, экспериментирование), конструировании, изобразительной деятельности и т. п. Кроме тех методов и приемов, дидактического материала, традиционно используемых в работе с дошкольниками по математике (карточки, схемы пути, таблицы, игры с двумя обручами, планы и т. п.), впервые вводится использование «пробных листочков». Чтобы не испытывать боязнь сделать ошибку, ребёнок может выполнить пробное действие на отдельном листочке (например, записать решение арифметической задачи с помощью цифр и знаков). Авторская программа, как и программа общеобразовательная, состоит из многих частей, и в то же время образуют единое целое. Содержание каждой из этих частей взаимосвязана с содержанием всех остальных и дополняет его. Неоценимый вклад в обращении познавательной сферы ребенка должна внести семья. В условиях домашнего воспитания ребёнок применяет математические знания, переносит в их в новые, нестандартные ситуации. Родителям предлагаются индивидуальные консультации, рекомендации по математическому логическому развитию, рассматриваются типичные ошибки детей, анализируется трудности и показываются материал, пути который их преодоления, педагог приводится рекомендует 8 содержательный использовать в семье: познавательные истории с математическим содержанием, сказки с проблемными ситуациями, дидактические игры, задания на сообразительность и др. В соответствии с задачами и целью обучения реализации содержания программы основано на следующих методах работы с детьми: 1. Метод игрового моделирования. Игра является основной деятельности детей дошкольного возраста, что соответствует возможностям детей, их восприятие окружающей действительности. Игра возбуждает интерес ребенка, вызывают его активность. В работе используются все виды игр: дидактические, настольные, словесные, сюжетно-ролевые, деловые, подвижные и др. 2. Практический метод. Метод заключается в организации практической деятельности и предполагает неоднократное выполнение упражнений (например, измерение величин с помощью меры: выполнения вычислений по числовому отрезку и проч.). Наглядные и словесные методы наиболее распространены в работе по формированию элементарных математических представлений, логических приемов мышления, как правило, они не являются самостоятельными, сопутствуют практическим и игровым и применяются в тесной взаимосвязи друг с другом. 3. Исследовательский метод. Это организация поисковой деятельности детей, предоставление ребёнку возможности "экспериментировать". Исследовательский метод обеспечивает ребёнку возможность реализации принципа деятельности. При этом, роль педагога сводится к тому, что он предоставляет в распоряжение детей доступный дидактический материал и предоставляет возможность самостоятельно экспериментировать. При этом показывает как правильно пользоваться дидактическим материалом, руководит, если 9 необходимо, работой детей, а дети делают вывод, подтверждая свои предположения, например, утверждаются в понимании протяженности, численности, тяжести, равенстве и других свойств. 4. Эвристические методы. Методы, когда неизвестные ребенку понятия «открываются» им самостоятельно, закономерности «устанавливаются самим» ребёнком. Конечно, педагог умело, незаметно для ребенка руководит процессом «открытия» и подводим значимому для него результату. Таким образом – все методы, принципы, форма обучения по программе направлены на восприятие у детей потребности мысли, ставит перед собой новые задачи, преодолевать трудности, на формирование интереса к математическим знаниям, понимать их значение, то есть на реализацию поставленной цели. Направленность программы – естественно-научная. Развитие основных интеллектуальных максимального развития качеств; логического создание мышления условий дошкольников для в подготовке к успешному обучению в школе. Актуальность программы «Математика в картинках» заключается во всестороннем развитии ребенка, интеллекта, познавательных интересов и способностей, формирование положительного отношения к школе, подготовка детей к освоению школьного курса математики. Адресат программы: дети дошкольного возраста с 3 до 5 лет «Математика в картинках» Продолжительность реализации программы «Математика в картинках» – 2 года. Общее количество учебных часов: рассчитанные на 36 недель в год (с недельной нагрузкой 1 раз в неделю). Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для 10 детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, для детей 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут. В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая. Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников. Периодичность - 1 раз в неделю. Авторская программа состоит из 2-х частей: курс «Математика в картинках» предназначена для младшей и средней групп. Цель: Всестороннее развитие ребенка, формирование мотивации учения, формирование приемов умственных действий, развитие речи. Задачи: 1. Обучающие Развитие мышления ребенка посредством формирования математических представлений; Создание условий для формирования математических знаний, умений, навыков, логических представлений. 2. Воспитательные Формирование внимания, уважения к окружающим людям; Воспитание интереса к предмету математики. 3. Развивающие Развитие творческих способностей, воображения; Развитие речи, умение высказывать свои суждения. Задачи младшего дошкольного возраста (3-4 года) (по программе «Математика в картинках»). 11 Развивать умение сравнивать предметы, называть цвет, форму, величину, находить признаки сходства, различия; Формирование вставление об образовании числа, счёт до 3-х, умения сравнивать его совокупности путем составления пар; Развивать умение различать и называть параметры величины (длина, ширина, высота, толщина); Формировать представления о геометрических фигурах и форме предметов; Различать пространственные представления «на себе», «от себя»; Различать части суток. Задачи среднего дошкольного возраста (4-5 лет) (по программе «Математика в картинках»): Побуждать выбирать предметы по заданному признаку, продолжать ряд предметов, фигур; Устанавливать равенство (неравенство) групп предметов разными способами; Счет предметов, звуков, движений; Сравнивать размеры предметов (приемы - наложение, приложение); Выделять, называть форму предметов; Ориентировка «от себя», различение правой и левой руки. 1.4. Планируемые результаты работы Планируемый минимум: Различать признаки предметов, находить общие и отличительные признаки, продолжать ряд, устанавливая закономерности, находить "лишний" Уравнивать совокупности двумя способами Обследовать форму предметов, находить общие признаки 12 Ориентировка «от себя», по отношению «к себе» ориентировка в движении: вперёд - назад, вверх - вниз, слева - справа; ориентировка во времени раньше - позже, старше - моложе и т.д. Название параметров величины, сравнения по величине (наложение, приложение, приставление). Уметь: Выбирать из трубы предметы по заданному (основания) или самостоятельно выбранному признаку Сравнение 2-х совокупностей по количеству (непосредственные и опосредованные способы сравнения) и счет. Обозначать в речи величину предметов (большой, меньше, маленький и т.п.). Различать плоские и объемные геометрические фигуры, их элементы, свойства, форму Определять, называть «слева» и «справа» Использовать модели, например, указать какую-либо часть суток. Желаемый максимум: Устанавливать закономерности, продолжать ряд, находить ошибку Понимать закон сравнения количества, величины, отношение целого и части Иметь представление других геометрических понятиях: точка, разные виды линий, отрезок, луч Использование знаков (> <=) для сравнения по количеству, величине Использование знаковых систем, схем моделей, то есть кодирования и декодирования информации Выполнение действий по алгоритму на основе показа взрослого, в том числе измерение Уметь: 13 Выполнять задания, используя приемы анализа, синтеза, сериации, сравнения, классификации Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по описанию Уметь делить целое на 2,4 части Работать в таблицах, использовать схемы, планы пути, алгоритмы Решать простые арифметические задачи, использовать моделирование, записывать решения с помощью цифр и знаков II. Содержательный раздел 2.1. Календарно-учебный график Содержание 2 мл.гр. 3-4 года 2 Количество возрастных групп Начало учебного года 01.09.2021 г. Адаптационный период Окончание учебного 31 мая 2022 г. года Летне-оздоровительный период Продолжительность 37 недели учебного года Продолжительность 5 дней учебной недели Время проведения НОД 15 минут Максимально 2 часа 45 минут допустимый объем (165 минут) образовательной нагрузки в неделю Регламентированный Первая ОП, половина дня половина дня Сроки проведения 20.09.2021 г. мониторинга 4.10.2021 г. педагогических условий 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. Праздничные дни Средняя гр. 4-5 лет 2 Старшая гр. 5-6 лет 3 Подготов.гр. 6-7 лет 2 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г. 37 недели 37 недели 37 недели 5 дней 5 дней 5 дней 20 минут 4 часа (240 минут) 20-25 минут 6 часов (375 минут) 30 минут 8 ч 30 мин (510 минут) Первая Первая, вторая Первая, вторая половина половина дня половина дня дня 20.09.2021 г. 20.09.2021 г. 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 4.10.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. 16.05.2022 г. – 16.05.2022 г. – – 31.05.2022 31.05.2022 г. 31.05.2022 г. г. 4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: кабинет для проведения занятий по курсу математики; в группах - оборудования для самостоятельных игр и занятий детей; 14 учебно - познавательные книжки - раскраски, тетради для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи. Подходы к построению предметно-развивающей среды. Оборудование: Разнообразные демонстрационный, раздаточный материал: счетный материал, модели геометрических фигур, карточки с цифрами и знаками, различные лото, Логические блоки Дьенеша, картинки - головоломки, приборы для измерения величин, таблицы, комплекты наглядно дидактического материала для занятий и т.д. Формы и направления взаимодействия с коллегами Интеллект–карта помогает участникам педагогического процесса скоординировать мероприятия, свои действия и действия других участников процесса, направленные на решение поставленной задачи. Информационное обеспечение: ноутбук, проектор. Кадровое обеспечение: профессиональное требования образование к или квалификации среднее - Высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное профессиональное образование образование по и направлению дополнительное "Образование педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 2.3. Оценочные материалы Программа: «Математика в картинках» (возраст детей 3-5 лет) Игра «Бусы» (признаки предметов, последовательность) Игра «Идем в гости (сравнение совокупностей по количеству) Игра «Пластилиновый колобок» (закон сохранения величины) Игра «Веселые цифры» (обозначения количества цифрой) Игры Воскобовича (счет предметов, форма) 15 и Игра «Веревочка» (сравнение параметров величины) Игра «Lego» (сравнение по высоте, длине) Игра «Волшебный мешочек» (геометрические фигуры) Игра «Найди игрушку» (ориентировка в пространстве) Игра «Разноцветные картинки» (использование условных обозначений) Игра «День-ночь» (ориентировка во времени) №1. Игра «Бусы» Куклам нужны красивые бусы. Выложить на фланелеграфе бусы из геометрических фигур (меняется цвет, форма, размер) №2 Игра «Идем в гости» Гости должны сесть на стулья. Поровну ли гостей и стульев? Чего больше? Гостей или стульев? Один гость ушел? Чего больше? Меньше? Как сделать поровну? (добавить 1 гостя или убрать 1 стул). №3 Игра «Пластилиновый колобок» Из двух одинаковых шариков из пластилина (колобок) раскатывают колбаску (из одного), далее – блинчик, скатывают несколько маленьких шариков. Вывод: форма изменяется, количество пластилина одинаковое. №4 Игра «Веселые цифры» В разных местах группы расставлены игрушки, например, предметы посуды, мебели и др. Цифры перепутаны. Сосчитайте, сколько игрушек, рядом поставьте нужную цифру. №5 Игры Воскобовича «Звероцирк» Дети получают картинка - цифры, отсчитывают нужное количество игрушек. №6 Игра «Веревочка» 16 По сигналу дети сворачивают верёвку с обеих концов на скорость. Выигрывает тот, чья верёвка короче (проверяют длину, прикладывая веревки друг другу). №7 Игра «Lego» Для спортсменов надо сделать вышку для прыжков из кубиков «Lego» (каждый ребёнок получает плату и набор кубиков). Выполнив задание, дети сравнивают постройки по высоте приставляя их друг к другу и накладывая ладонь. №8 Игра «Волшебный мешочек» Дети на ощупь достают из мешочка геометрические фигуры и называют их. №9 Игра «Найди игрушку» Дети играли и разбросали игрушки, надо найти их (дети выполняют инструкцию взрослого, например, мяч под столом; чтобы найти куклу, надо сделать 3 шага вперёд и повернуть направо и т.д.). №10 Игра разноцветные картинки Каждый ребёнок получает набор карточек с символами - условными обозначениями (цвет, форма, величина). Дети с помощью карточек «рассказывают» о принципах фигуры. №11 Игра «День-Ночь» Когда это бывает? Иллюстрации с наиболее заметными природными особенностями частей суток, времени года, временных отрезков – раньше – позже. Дети получают листы заданиями (используется «Игровизор», фломастеры, губка). Рассмотрите изображения, следует догадаться, какая фигура в ряду будет следующей, нарисуйте ее, если произойдет ошибка сотрите губкой. (закономерность - может меняться цвет, форма, величина, фигуры могут поворачиваться, переворачиваться и так далее. 17 III. Организационный раздел 3.1. Методические материалы Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Формы организации образовательного процесса: беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль, студия, творческая мастерская, выставка, вернисаж и пр. Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология решения изобретательских, задач, здоровьесберегающая технология и др. 3.2. Рабочая программа (модули) курсов программы. Числа и операции над числами. Счет устный в (прямом и «обратном» порядке) Знание числового ряда, отношение смежных чисел Обозначение количества цифрой 18 Сравнение чисел с помощью знаков =,>, < Состав числа из единиц и двух меньших чисел Решение разного вида арифметических задач Величины Различение, называние параметров величины Измерение с помощью меры Транзитивность отношений величины Геометрические фигуры Представление о плоских и объемных геометрических фигурах, свойствах, элементах Форма предметов Некоторые другие геометрические понятия (точка, углы, некоторые виды линий) Пространственные представления Ориентировка на «себе» от любых предметов, от указанной точки отсчета Ориентировка по плану, карте (схеме) Навыки работы на бумаге в клетку Временные представления Различение временных отрезков: части суток, дней недели, времени года, месяцев года Называние текущего дня недели Использование схем, условных обозначений отношений Общие понятия Свойства предметов Установление закономерности Использование символов, таблиц, графиков 19 для временных Содержание (1 курс) 3-4 года: № занятия 1, 2 3, 4, 5 6, 7 8 9, 10 11, 12 13, 14 15 16 17, 18 19 20-24 25, 26 27, 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Тема занятия Признаки предметов: цвет, форма, количество Свойства предметов: расположение в пространстве, размер Общие признаки: вес, тяжелый, легкий Отличительные признаки. Игра «Лишний предмет». Игра «Звери» Существенные, несущественные признаки Анализ, синтез: материал, для чего нужен. Сравнение: вкус, запах Алгоритм действия сравнения Сериация. Ряд величин Алгоритм действия сериации, основание сериации. Кто первый? Что раньше? Обобщении. Параметры величины. Впереди, сзади, слева, справа Классификация. Игры «Чья мама?», «Кто где живет?» Абстрагирование. Обозначение количества цифрой Аналогии. Игра «Чем отличаются, чем похожи?», Форма предметов Множество Подмножество (часть множества) Часть – целое. Подмножество (часть множества) Целое и его части Игры «Кому что нужно для работы», «Дорисуй, что забыл художник» Счет порядковый, количественный. Больше-меньше Сравнение по величине. Условные обозначения: цвет, форма, величина Кодирование – декодирование признаков Игра с двумя обручами. 20 № занятия тема Цель, задачи Совместная деятельность в Сентябрь 1,2 Признаки предметов 3,4 Свойства предметов Учить различать, называть Игра «Исследователь» (качественные) признаки Ход: выбирается како предметов: цвет, форму, начинается его изучение. материал, из которого предмет Дети – исследователи, ка изготовлен, внешние признаки, выделяет в нем какое-нибудь с расположение в пространстве, назови этот предмет функции, запах, вкус. зачем он нужен? назови цвет, форму, раз назови каков он на шероховатый, холодный, теплы назови есть ли запах, вк на что предмет похож, какого-либо другого предмета? где предмет расположен что случиться, если п воду, ударить по нему? Упражнение на название пр что мы можем сказать о цвете, Арбуз круглый, зеленый Лимон овальный, желты Морковь продолгова сладкая Какие из приборов работа электрочасы, весы, телевизор телефон, машинка, пульт и т.д Кто или что может быть? белым (медведь, снег) зеленым (огурец, трава) колючим (ёж, ель) чёрным (кот, карандаш) и т Вывод: у одного предм множество признаков, один может быть у многих предмето Учить выделять, называть Игра «Уравновесь весы» (количественные) признаки Ход: На одну чашу весов предметов: длину, ширину, Ребенок должен сам уравнов высоту, толщину, вес, положив на другую чашу та вместимость. кубиков (например, 2,3 с кажд Продолжать учить сравнивать Приемы: наложение, прики предметы по признакам руках, взвешивание на руках. величины как непосредственно (визуально, наложением одного предмета на другой, накладыванием ладони, разведением рук, приставлением предметов, приложением), так и 21 с помощью произвольно выбранных мерок (полосок бумаги, мерных стаканчиков, шагов и проч.) октябрь 5 6,7 Свойства предметов Общие признаки 8 Отличительные признаки 9,10 Существенные признаки Учить распознавать (в том числе опытным путем), называть свойства предметов: плавучесть, гигроскопичность, растворимость, способность притягиваться магнитом. Игра «Тонет- не тонет» Ход: В воду опускают бумаг бумажную салфетку, картон, ф предполагают утонет – не утон бумажная салфетка (она впиты намокает). А картон, фольга? ( бумаги – толщина, шероховато свойствами впитывать влагу (с гигроскопичности, плавучесть Учить находить общие Игра « Картинки в ряд» (одинаковые) признаки для Ход: Картинки раскладываю группы предметов 3 ряда по 3 картинки. В одном одной группы. Дети называют, какие общи всех предметов в одном ряду, о (например, овощи, одежда и т. каждую группу. Затем детей просят отвернут убирает какую-нибудь одну гр предлагает детям определить, исчезла. Учить находить Игра «Третий лишний» отличительные признаки, т.е. те Ход: посмотри на картинки, которые не принадлежат назови одним словом остальны подгруппе предметов. яблоко, морковь, капуста (я Продолжать учить это фрукт, морковь, капуста устанавливать один сапоги, ботинки, шнурки преобладающий признак – в ель, береза, ромашка этом случае задача имеет одно стол, ковер, кресло решение (например, цвет); в зеленый, красный, сладкий некоторых случаях «лишний» квадрат, треугольник, круг предмет зависит от того линейка, гвоздь, крючок признака, который выбирают в щетка, весы, градусник качестве преобладающего кукла, скакалка, песок (главного). Саша, Лена, Иванов Ноябрь Учить устанавливать существенный признак (т.е. тот, по которому выполняется сравнение) использование приема изменения признака – при изменении существенного признака сам предмет перестает существовать. Несущественный признак 22 Обучающая игра на выявлен признаков. Ход: детям демонстрируютс игрушечных столов (например круглый, детский и т.п.) Дети рассматривают и назы (например, пластмассовый, ест Стол – это горизонтальная по столешница и опора – ножки. С (дополнительный) может принадлежать, а в некоторых случаях не принадлежать предмету, но от этого данный предмет не перестает существовать. Существенные, несущественные признаки 11,12 Анализ, синтез для еды, письма и т.д. Далее педагог демонстрирует столешницу и ножки. Это стол части нельзя назвать столом. Вывод: Несущественные при форма, размер, материал, из ко изготовлен и т.д. Существенный признак – гор поверхность и опора. Дидактическая игра «Звери» Ход: Дети рассматривают кар волк, белка, ёж. Вопросы детям: какие есть общие признаки дикие звери, обитают в лесу двигаться, питаться. чем главное различие межд питании; одни звери хищны травоядные. какое из перечисленных жи назвать «лишним»? «Лишняя» белка, она лазает «Лишний» заяц – он травояд «Лишний» волк – он хищни «Лишний» ёж – он впадает з Продолжать формировать Игра «Что спрятано в руке? представления о логических Ход: Детям задают вопрос – приемах мышления. меня в руке? Дети задают вопр Анализ и синтез, логические или по схеме): назовите цвет п приемы, состоящие в мысленном ответ ведущего «да» (или отве расчленении предмета на красный), форма, материал, на составные части – анализ; и т.д. мысленном соединении частей в Упражнения: единое целое – синтез. 1. Найди в ряду два одина 2. Соедини предмет с его 3. Подбери осколок к вазе 4. Кто оставил этот след? 5. Что забыл художник? Ход: Вы умеете рисовать? Ч нарисовать художник на карти Проверить умение выполнять автомобиля нет колеса). Сравн действие синтеза в материальном Игра «Треугольники и квадр плане. Ход: 1. Возьмите 2 треугольника и один треугольник. 2. Теперь возьмите 2 других сложите из них еще один т другой, не похожий на пер 3. Чем они отличаются? (оди низкий, один узкий, друго ли сложить из этих двух тр 23 прямоугольник? (да) Квад нельзя. Декабрь 13,14 Сравнение Алгоритм действия сравнения 15 16 Сериация Алгоритм действия сериации, основание сериации Сравнение – логический Упражнения на сравнение прием, лежащий в основе Ход: сравните одинаковые и суждения о сходстве и различии предметы: объектов. По величине – бегемот, мур Учить сравнивать предметы, (бегемот, слон – большие, м показывая либо называя маленький) существенный признак По цвету – цыпленок, лимо (основание), как этот признак трава, морковь; проявляется в каждом предмете. Халат врача, помидор, снег. Сделать вывод: одинаковы или По материалу – банка, кастр различны предметы по данному альбом, тетрадь, ручка признаку. По вкусу – конфета, картош Алгоритм действия селедка, мороженое сравнения: По весу – вата, гиря, штанга Назови признак, по Игра «Пары слов» которому сравниваешь Ход: вопросы детям: Назови, как этот вы видели муху? признак проявляется в а бабочку? каждом предмете похожи муха и бабочка или Сделай вывод: одинаковы или различны чем они похожи? а чем муха и бабочка отлич предметы по данному друга? признаку. Упражнения на сравнение Какие овощи можно есть сы редис, морковь, репа, помид вареными ( картофель, каба Учить выполнять сериацию по Игра «Кто за кем стоит?» внешним (видимым), скрытым Ход: Матрешки забыли, кто (невидимым) признакам. Найди самую большую матр Сериация – логический прием, первой, потом сравни ее с кажд заключающийся в упорядочении (прием приставления, приложе предметов по степени второй в ряду и дальше, пока н интенсивности выделенного весь ряд. признака. Можно каждой матрешке пр Каждый элемент, включенный назвать кто за кем стоит. в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним элементам: выраженность в нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них и меньше, чем в другом. Учить располагать предметы в Упражнения для закреплени возрастающем, либо убывающем Какая дорожка самая длинн порядке (ряд величин) до 5 Кто самый маленький? предметов. Что уже, что шире? 24 17, 18 Обобщении > <Выбор направленной сериации Познакомить с алгоритмом действия сериации. Сериация по указанному основанию, по 2 основаниям по самостоятельно выбранному основанию (например, по насыщенности цвета) Сериация по невидимым скрытым признакам (растворимость) Учить выстраивать ряд предметов, соответствующих одному обобщению, в каждом случае называть обобщающее понятие. Обобщение – логический прием, заключающийся в объединении предметов, обладающим общими существенными признаками в единое множество. Проверить умение выполнять действие обобщения 20-24 Классификация Учить производить классификации объектов по разным основаниям Основание Классификация – логический прием, заключающийся в распределении какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. Продолжить учить описывать словами группы в готовой классификации. 25 Кто тяжелее? Ближе – дальше, громче – т Раньше – позже Любимые цветы мамы (сери представлению) Кто в группу пришел первы «Созрели ягоды» (по насыщ «Назови одним словом» Ход: Внимательно послуша назовите одним словом, напри котлета – пища; перед тем как обобщающее слово, следует до названным еще 2 своих слова: Компот, чай, сок (напитки) Часы, весы, термометр (изм приборы) Юла, пирамидка, кукла (игр Тумбочка, этажерка, диван Самолет, бабочка, стрела (л Морковь, свекла, горох (все растения) Снежинка, снеговик, морож холодное) «Лишняя фигура» Ход: Определить в наборе ф (квадрат, прямоугольник, ромб шеврон, параллелограмм) и об похожи остальные фигуры (у н четырехугольники). Лишняя ф угол не похож на остальные – (вогнутый). Игра «Разложи на группы». Ход: У нас есть предметы: з книга, зеркальце, газета, стакан Как можно разложить их на по какому основанию. Наприм одного материала. А теперь ра картинки: чайная чашка, кастр чайник, сахарница, блюдце. Для чего используют кастрю для приготовления пищи, кухо Чайная чашка, чайник, сахарни посуда чайная. Игра «Разложи на группы». Ход: Разложите на кучки, но каждую можно было назвать о (основание для классификации ребенок должен выбрать его са затруднении перед ребенком к не поясняя словами, дается инс «Разложи так же». 25,26 Абстрагирование Учить выполнять действие абстрагирование и называть свойства, обозначая, словом отсутствие какого-либо конкретного свойства (не красный, не треугольник) 27,28 Аналогии Учить находить аналогии в предметах (сходство) 29 Множество Подмножество (часть множества) Часть – целое – отношение целостности Учить детей умении классифицировать предметы по наиболее существенным признакам Классификация – логический прием, заключающийся в распределении какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. Учить задавать множество 26 Игра «Четвертый лишний» Ход: Внимательно посмотри назовите профессии, которые н Скажите, какие предметы не н шоферу, полицейскому. Напри не нужен фен. Игра «Кто, где сидит?» Ход: Собаку, кошку и кроли на коврики. На овальном коври не кошка и не собака. На прям кролик и не кошка. Кто должен квадратном коврике? Кто, где Игра «Назови» У животных – шерсть, у чел животных морда, у человека … пасть, у человека …, у животн человека … Игра «Треугольники из пало Сложите из палочек треугол понадобилось палочек? (3). По называют треугольник? (три уг Выложите другой треугольн другого цвета. Это тоже треуго угла, это треугольник). Выложите большой треугол взяли палочек? (шесть). Это тр Почему (три угла) Игра «Вспомни и назови» Ход: называем пары слов: у животных – шерсть, у у животных морда, у чел у животных – пасть, у че у животных – лапы, у че у птицы крылья – у чело Множество: назови цифры по порядк обратном порядке от 10 назови все геометрическ которые знаешь; сосчитай углы геометри назови и покажи все чет сосчитай чайные чашки сосчитай лошадей тройк сосчитай яблоки пятерка Игра «Кто, где живет»: птиц перечислением элементов или называнием характеристических свойств. 30 Подмножество (часть множества) Целое и его части Формировать общие представления о множестве, составлять множества по заданному признаку (цвет, форма, величина, материал). Различать, называть части множества. 31 Целое и его части Отношение целого и части Формировать умение выделять сходства и различия предметов и на их основе называть подмножества по какому-либо признаку. Формировать понятие об отрицании некоторого свойства предметов с помощью частицы «не» 32 Логические игры со словами, буквами, цифрами Формировать представления о различных правилах игры, учить строго выполнять правила 27 – в улье, муравьи – в муравейн дупле, мышь – в норке, медвед – под кустом, рыба – в воде. Сосчитай жилища для звере насекомых, для рыб. Каких домиков больше? Как называется жилище чел городе, в деревне Игра «Часть – целое» Ход: Назови целое, частью к найди и покажи на картинке – предмета. карман – куртка дверца – шкаф кабина – машина экран – телевизор крыло – птица книга – обложка платье – рукав часы – циферблат Игра с двумя обручами Ход: на карточке два обруча домики. В первый домик кладе которых нарисованы зеленые и живые существа; во второй дом или имеет четыре ноги (наприм корабль, акула, бегемот) Для более подготовленных пересекающиеся круги. В этом пересекающуюся область попа зеленые, плавающие Игра «Во что превратится?» Ход: Взрослый называет фр соответствующую картинку. стул без спинки- табурет чашка без ручки – стакан дерево без веток – бревн книга без страниц – обло сад без деревьев – поле кепка без козырька – бер снеговик без холода – во спички без серы - палочк Игра «Профессии» Ход: Назови профессии люд убирает мусор на улице тушит пожар следит за порядком управляет автобусом продает товары в магази ремонтирует обувь учит детей в школе 33 34 Закономерности Учить находить в простейших случаях закономерности или их нарушение. Отражать в речи последовательность выполнения задания, в том числе действия сериации. Формировать умение сравнивать предметы по качественным и количественным признакам предметов, производить сериацию и классификацию по этим признакам 28 лечит зубы продает лекарства выдает книги в библиоте Игра «Что, как двигается» самолет воздушный шар ракета машина автобус скутер электропоезд поезд в метро трамвай яхта лодка корабль Игра «Каким способом соби разных овощей» (выдергивают выкапывают): морковь, редис, петрушка, свекла, огурец, пере Игра «Расставь по порядку» Ход: Используя готовые сер картинок, детям дают сюжетны последовательности картин. П рассмотреть и объясняют, что быть расположены по порядку событий. Игра «Как можно использов Ход: Дети встают в круг. Од ведущий, он в середине круга. придумывает слово, задает воп использовать зонт?». Ребенок, ответ, поднимает руку. Как можно использовать ки газету, бинт, кубик, зеркало, ла щетку, крючок. Игра «Пары слов» Ход: Один ребенок начинае заканчивает пару слов: кровать сидеть, собака – щенок, корова ночь, бежать – стоять, птица – рука и т.д. Игра «Противоположности» Ход: Скажите наоборот: нач правда, здоровье – болезнь, зап разрешать, сладкий – горький, старые – новые, ум- глупость, Игра с цифрами: 1. Назови цифры по порядку собой на столе. Цифры леж вверх. Дети берут любую, 35 Кодирование – декодирование признаков Учить использовать знакисимволы для обозначения признаков предметов (кодирование), и определять по карточкам-символам признаки предметов (цвет, форма, величина, использование предметов), расположение в пространстве и т.д. 36 Повторение изученного материала Продолжать учить выполнять задания на поиск закономерностей, распознавание форм, геометрических фигур, пространственные и временные отношения. 29 оставляют промежутки, чт вставить цифру недостающ 2. Назови три цифры, пропус ними, например, 1,3; 5,7 и 3. Сосчитай до 10 в обратном 4. Какое число больше 5 или Задания на восприятие формы 1. Изменение окраски рисунк белая и т.д. до завершения 2. Изменение размера рисунк маленького до самого боль 3. Изменение формы элемен (например, превращается в 4. Увеличение количества эл Элементы рисунка могу Ход: Выделить признаки пр качественные: цвет, форма, материала, назначение; количественные: длина, ши размер; придумать обозначение каж цвет – цветовое пятно, форм фигура, размер – большой, м т.д. фиксировать знаками прояв признака в предмете: какой ц по знакам определить приз найти предмет. Выполнение заданий на разл порядкового и количественног путешествие «Строим поезд»). Знаково-символическая фун расшифровка знаков-символов Продолжение ряда по цвету пространстве, размеру, форме. Содержание (2 курс) 4-5 лет: № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема занятия Сравнение совокупностей по количеству (составление пар, проведение стрелок) Столько же Сравнение совокупностей разными способами (закрашивание, комплектование) Больше, меньше, поровну Счет предметов. Закон сохранения количества Образование чисел 3, 4, 5 Ориентировка в пространстве: вверху-внизу, впереди-сзади Сравнение совокупностей (столько же, поровну, по 5 и т.д.) Уравнивание совокупностей двумя способами Сравнение чисел в пределах 5 слева, справа, посередине Сравнение количества: «больше на…», «меньше на…» Числа 1-5. Обозначение количества цифрой. Счета порядковый, количественный. Вопросы: «Какой, который, сколько» Величина. Параметры величины: Длина, длинный, короткий, широкий, узкий Величина: высота, высокий –низкий. Обследование предметов по величине Показ, называние – толстый, тонкий Сравнение предметов по массе, объему в целом Показ, называние плоскостных, геометрических фигур, элементов Форма предметов в соответствии с геометрическими образцами Геометрические тела, их свойства Формы предметов. Признаки сходства и отличия (цвет, форма, величина) Числовой ряд (порядок следования чисел в ряду) Счет предметов в пределах 10, прямой, «обратный» счет Сравнение рядом-стоящих чисел с опорой на наглядность в пределах 10 Сравнение предметов по величине (ряд величин) Сравнение предметов, устанавливая связи между отношениями разного вида (выше-ниже, дальше- ближе, старше-моложе и др.) Обобщение – выделение подмножества по заданному свойству Классификация. Основание классификации. Обозначение признаков предметов условными обозначениями (символы) Установление закономерности, нарушение закономерности, 30 29 30 31 32 33 34 35 36 продолжение ряда. Нахождение нового элемента в ряду Отношение часть - целое Знакомство с таблицами Ориентировка во времени: части суток, времена года, последовательность событий Ориентировка в пространстве: различение правой, левой руки, слева, справа Ориентировка на плоскости, на листе бумаги, называние верхний правый угол, нижний левый угол, центр листа и т.д. Схема пути Моделирование с помощью графических изображений 31 № занятия тема Цель, задачи 1 Сохранение количества Формировать представление о сохранении количества: учить устанавливать равенство групп предметов разного размера, занимаемой площади на плоскости, плотности ряда предметов, названия предметов и т.д. 2 Счет, отсчет предметов. Счет с помощью разных анализаторов. Продолжать учить сосчитыванию предметов, звуков, движений с помощью анализаторов. Уточнить смысл понятий сосчитай, отсчитай (например, по зрительному восприятию, или по образцу, или по осязанию). Сосчитать – определить число элементов в множестве. Отсчитать -из большего числа элементов берется определенная часть – по образцу, по названному числу. Совместная деятельно детей Независимость числа пространственных призн Ход: маленькие и больши – каких кукол больше больших. Поставьте кукол они отправились на пр Пришли мишки – мален Сравните – можно постав можно сосчитать. Больших 5, маленьких больших медведей боль меньше. Неравно, не поров Для чаепития медведям б чашки нужны большие. полке, а блюдца стопочко всем ли мишкам хватит Возьмем кружочки, кру медведям – их 5, теперь блюдцам – 5, 5 медв поровну. Может случится так, чтобы – нет, ничего не уби добавляли. Количество не Игра: «Гости и стулья» Сейчас в комнату приду стоят стулья. Сколько г Как узнать? (нужно со узнаешь, если сосчитаешь (при счете предметов согласовывать числ существительным в роде, одна кукла, две куклы… стула…пять стульев). Стульев и гостей по пя прислали письмо – ск числовой карточке (6). Гос Хватит ли стульев? (де каким способом узнать кукол на стульях, испо поставить стулья на чи Чтобы все гости смогли нужно добавить еще один стало. Физкультминутка: Ножками потопали, раз, дв Ручками похлопали – раз, д Поклонились – раз, два, тр Наклонились – раз, два, че У вас на столах мален № занятия тема Цель, задачи 3 Счет порядковый. Формировать представление о Счет количественном и порядковом количественный. назначении числа, знание правил. Счет количественный: начинать счет можно с любого элемента, ни один элемент не должен быть пропущен или сосчитан дважды, первым при отсчете называется число «один», числа при счете следуют один за другим, расположение предметов произвольное, цель количественного счета – определение количества, вопрос «сколько?». Счет порядковый, номер предмета в ряду; вопрос «какой по счету?» Расположение предметов в ряд, начало счета с крайнего в ряду. Направление счета – слева или справа. 4, 5 Образование чисел (в Закрепить представление в пределах – 5) образовании чисел 2-5 и навыки счета в пределах 5. Учить находить в множестве предметов, в количестве, на образце, учить видеть равночисленность множеств, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Продолжить учить видеть равенство и неравенств совокупностей по количеству, выраженное числовыми карточками и числами. Дать представление об 47 Совместная деятельно детей киндер-сюрпризов. У меня столько же, сколько пок Сколько предметов отсчи же, сколько квадратов на числовая фигура – с пятью вас предметов, если работа При отсчитывании из берется только часть. Ход: Вы любите читат сказки? Сказку репка лю из какой сказки герой? К впереди? Кто сзади? Из к «Я от бабушки ушел, я о (колобок). Сколько всего чем рассказывается в ск бобовое зернышко?» Кт петушку, второй, третий… Д/и «Кто идет в гости» Ход: Конструкция лесе поднимаются животные, в попугай, за ним … Ориентировка в движении количественный. Дети находят мест перестраиваются по ука например, вызываются 4-5 им встать друг за другом хлопнуть в ладоши и т.п. Детей, занимающих порядковые места, пр местами (встать межд четвертыми номерами; н перед Олей, за Олей, межд т.п.) Ход: На ваших столах кар на клетки. В каждую клет положите цветок; в нижн клетке столько же бабоч бабочка прилететь и сесть их поровну). А если одна бабочка ул сказать, что их поровну? Б Меньше, бабочек, чем цвет Игра «Постучим – посчита Ход: Педагог стучит мол ставит игрушку; сколько «Один» на карточке обоз покажите. Педагог стучит ставит игрушку. Педагог с № занятия 6,7 8,9 тема Цель, задачи Совместная деятельно детей упорядочивании множества путем Сколько игрушек – 2. 2 и у нумерации его элементов. Найдите цифру 2 у себя на Дети далее у себя на ст игрушки по одной, в соотв стуком (каждый раз предметов, называется ито 3 предмета) Вызванный хлопает в ладоши столько игрушек (4) и т.п. Каждый одной игрушке, считаем т четыре, пять. И цифры на один, 2 – два, 3 – три, 4 – (повторение в свободной деятельности). Сравнение Продолжать учить считать Присчитывание (отсчитыв совокупностей (1-5). предметы в пределах 5. Закреплять Ход: Достаньте из своей Уравнивание знания цифр 1 – 5. Учить Положите перед собой совокупностей по обозначать количество цифрой. ладонью. Другой рукой количеству. Продолжать формировать понятий движения. Педагог показы «больше», «меньше», - Сколько у вас кружков п (присчитывание, отсчитывание по (3) одному). Продолжать учить - Возьмите другой рукой е сравнивать множества путем Сколько их теперь вмест пересчета. сложите вместе кружки и Дать представления о том, что вся последовательность добавление ведет к увеличению, предметов). удаление части множества – к Ребята, вы добавляли оди уменьшению количества. которые доставали из коро причислили еще 1 – 1 до 1 - Достаньте из коробо Накройте их ладонью. Ско вашей ладонью? (5). По движения другой рукой. Педагог делает плавное д ладонью по столу. Убер Сколько их теперь ост уберите в коробочку. Сосч вся последовательность кружка). Сейчас мы отсчитывали1 каждого действия (уби вопрос «Сколько их продолжается до тех пор «Сколько осталось?» де одной». Сравнение чисел (в Учить удерживать в Игра «Угадай-ка» пределах 5) представлении процесс Ход: Всем выдаются к количественного изменения полосками. Три кружка множества. верхнюю полоску, работа 47 № занятия 10-12 тема Цель, задачи Числа 1-5. Формирование представлений об Обозначение образовании последующего числа количества цифрой. путем прибавления единицы; знакомство с наглядным изображением чисел 1-10, формирование умения соотносить цифру с числом. 47 Совместная деятельно детей кладите предметы слева кружочками оставляйте переставляйте по одному моей команде: - Посмотри, где все кру (три, все вверху) Ваня, ты детям спиной. - Ваня отворачивайся. Д переставляем вниз. - Сколько, Ваня, теперь внизу? (1). - Еще один кружок переста теперь кружков наверху? ( Еще один переставим вни наверху (ни одного), внизу Сейчас поиграем по-другом На фланелеграфе 5 предме - Сейчас вы их все видите переставлю 1 кружок. - Откройте глаза. Ско переставила на другую ст стороне 1 кружок, потому Игра продолжается со в числа 4,3,2. В конце обязат например, 3 и всего 5 предъявляется кружок с о фланелеграфа. Игра «Мегамарт» Ход: За товары в М заплатить деньгами или б У вас есть карточки числовые, в нашей игре это располагаются в разных м должны поставить свою соответствующе групп Контролеры магазина про ли выполнено задание – с кружочки, отвечают на предметов?» Сосчитай, Ма – считай правой рукой, по каждый предмет одна кук куклы, всего 3 куклы и кру На другой полке стоят миш мишка и 1 матрешка (одинаково, поровну, по 1) меньше 1, мишек больше поровну; 2 и 3 неодинако можно сравнить, постав мишек поровну 3 и 3 п № занятия тема Цель, задачи Совместная деятельно детей поровну; 3 матрешки мень наоборот, мишек больше, 4 больше 3, 3 меньше 4. их 4, мишек больше – их 5 На настоящих деньгах, специальных карточках) Мы будем помощникам Мегамарте: у вас есть к стороны, есть цифра, на нарисуйте столько пре показывает цифра. 13,14 15 Величина. Параметры величин. Обследование величины. Сравнение величине – ширина. Формирование представлений о величинах: длине, высоте, ширине, толщине. Учить правильно показывать параметры величины называть их. по Продолжать учить показывать и длина называть длину, ширину на основе сравнения выделять длину и ширину предметов, пользуясь приемом наложения (приложения), употреблять слева длиннее, короче, длинный, короткий, широкий, узкий, ширина, длина; 47 Ход: Матрешки вышли на идет мама. Она самая боль другом идут дочки. Что выбирайте каждый раз са оставшихся и ставьте следу На прогулке матрешкам м шарфы. Какой шарф большой матрешке? Разл порядку – от самого дли короткого. С одной сторон лежат на одной лини линейка или полоска), а получились будто ступень они разные, какой шарф поставьте пальчик на проведите до другого красный шарфик с желты длиннее? Какой короче? Игровая ситуация: на пр встретили петушка. Петуш «Ку-ка-ре-ку». Петушка видно. Давайте построим из палочек (дети строят ле с помощью взрослого, д высоте встраивают вт располагая в одной плос какой высоты лестниц Скажите, на какой лестн низкой, на высокой). Ход: вспомним сти маленького бычка «Идет б Сначала бычок шагал по узкой дощечке и упал. Сей по другой дощечке, она Бычок дошел до конца и н дощечки разные. Что м толщине дощечек? Что б № занятия тема Цель, задачи сравнивать длину и ширину. Учить воспринимать величину зрительно. Учить сравнивать полоски по длине и ширине, т.е. по двум параметрам величины, т.е. выполнять сериацию то по одному (ширине), то по другому (длине) признаку; для детей, имеющих интерес к математике – по двум параметрам величины одновременно. 16, 17 Совместная деятельно детей ширина. Больший разме назовем длиной, а мень (движения руки взрослого длина, поперек – ширина). Игровое упражнение: «Кт ленточку». Ход: Утроим небольшое со и Петя у вас палочки с ле ленту быстрее намотает на Маша выполнила задани дети не догадываются, поменять, сравнить по дл короткую ленту свернуть б «Дорожки для матрешки» Ход: Матрешка любит г дорожкам. Разложить пол (порядок специально н Порядок может быть разн узкой к наиболее широк Дети говорят: матрешка дорожке, по шире, самая матрешка пошла гулять по у кого есть ошибки, в дорожки по-другому, одн другой. Параметры Учить устанавливать соотношения Игровое упражнение: «Меб величины: толщина, между величинами разного вида, Ход: Взрослый – пр высота, объем в подбирать предметы, подходящие покупатели. Сначала дет целом, масса. по размеру (по 1-2 измерениям). товары, называют их. Дети кукле Маше стул, стол под Объясняют, почему выбра другую (того же вида). Пр проверяют приложением. Есть в нашей группе разн тяжелые, есть легче, а ес Вспомните, какие предмет тяжелыми (шкаф, стол), со листочек дерева, зернышко предметы – тяжелый, легк используем такой путь ладонях рук (показ). У меня есть несколько ша по размеру. Шары из поролона. Как вы думаете, какого материала сделан? из дерева, легкий – и разложили их по пор тяжелого к самому легкому Из цилиндров построил 47 № занятия тема Цель, задачи 21, 22 Форма предметов. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. Расширение знаний об элементах геометрических фигур, некоторых их свойств, распознавание фигур независимо от их пространственного расположения. Учить распределять фигуры на группы по самостоятельно выбранному признаку. 23, 24 Классификация Учить сравнивать фигуры по различным признакам, формировать операции сравнения и классификации (повторение признаков: цвет, форма, величина, расположение в пространстве). 47 Совместная деятельно детей цилиндр положить на боко цилиндр будет кататься, цилиндр устойчив. Чтобы б выбираем самый высокий далее самый низкий Поставим вертикально. А наоборот? Ход: На подносе набо фигур. Можно поострить б домик? Постройки у всех р всей одинаковой формы модно покатать в ладонях шар, полушар. Они гладк столе катятся, поставить можем, башенка упадет. Кирпичик куб, многогран углами, из них можно сдел В «Волшебном мешочке фигурки такие же, как и только большего размера мешочке такую же (показ о Игра «Поставь, как у меня» Ход: Педагог показывает к столе. Дети должны изоб используя заменители: кру квадрат вместо стола. Зат картинку: мяч сбоку от сто Дети меняют взаимное рас поясняя – где расположена Игра «Назови форму предм Ход: Тарелка похожа на шар. Назовите крышка прямоугольник, календари час – круг, книга – ки цилиндр, киндер-сюрпри воздушный – шар, баранка Сосчитайте какой формы всех? Ход: на фланелеграфе разных цветов: квадрат круг, треугольник (2 –раз разных), ромб. Найди из всех фигур ли фигура? (круг – без углов) оставшихся найти д (проверьте наложением, выбрали). На фланелеграфе несколь № занятия 25, 26 27 тема Цель, задачи Сравнение. Обобщение. Учить сравнивать, обобщать, выделять лишнее; находить общее и различное; выделять группу предметов по заданному свойству. Классификация. Основание классификации. Учить решать классификационные задачи, выбирать признак, по которому выполняется классификация (цвет, количество, геометрическая форма). Учить выделять часть множества в соответствии с заданной количественной характеристикой. 47 Совместная деятельно детей формы, цвета, треуг конфигурации: треуго параллелограмм, ромб. Одна из фигур лишняя, Почему лишняя? Ср визуально. Найдите две од за фигуры? (треугольни фигуры называются Снимаем овал, дв треугольника. Какие ф Разделим их на две групп четырехугольники). Сколь Четырехугольников? Каки Почему их поровну? П других по три. Найди из общего количес разных по размеру), кр размеру), прямоугольн (прямоугольник). Почему? найди две одинаковые. Ч (овалы). Оставшиеся фигу группы (2 круга, 2 овала). Педагог выставляет н геометрических тел и пред а) все синие; б) все большие; в) все деревянные; д) все округлые (и цилиндр е) все с углами. Все фигуры, которые мы н т.е. часть фигуры отре Выбор происходит каждый первого отбора все фигу обратно). Каждый раз дети Ход: 1) Разделить круги на груп - по какому признаку мо (синие и желтые). - по цвету. 2) К какой группе подход Почему? - три синих круга. А это число четыре? П круга. Круги пересчитываются, подтверждается правильно 3) Бусы Представьте себе, что вы на нитку – делаете бусы. В № занятия тема Цель, задачи 28 Анализ, синтез. Формировать операции анализа и синтеза, на основе умения распознавать признаки предметов, разъединять на основании различия, учить понимать словесную инструкцию. 29 Закономерности. Учить сравнивать геометрические фигуры по существенным признакам – наличие углов. Учить решать задачи на продолжение ряда и нахождение «лишней» фигуры. 47 Совместная деятельно детей будете нанизывать круги? - желтый – синий – желтый 4) Покажите флажки тр Сколько их? (3). Кто може четырехугольной формы? Один флажок нельзя назва него стороны кривые. Переставьте флажки так, ряду были все треугольны – четырехугольные. Куда п округлыми сторонами. (в похож на остальные). Игра «На что похоже?» Ход: Детям предлагаю изображенными на н Карточки со схемами оста Взрослый показывает лю схемой и спрашивает: «На Дети подбирают карточки схему предметами. Затем можно поменяться карточки со схемами; у предметами. Игра «Разрезные квадраты Ход: Взрослый рассказы Снежную Королеву, добру братика Кая. Для дворца нужно построить дорожку собрать квадрат из посмотреть картинку (зри Если вы не смогли выкладывайте детали прям Игра «Сложи круг». (тем, кто раньше закончил квадрат, выдается игра «Со Ход: На фланелеграфе мо квадрат. Чем похожи эти размером). Чем отличают углов). Если к этим фигурам доба С какой фигурой они б кругом или с квадратом. Ч Игра «Посели фигуры в св Ход: Дети положите фигур Покажите, где будет жи круг? Зеленый квадрат? Игра «Добавь фигурку». Ход: Фигурки выстроилис № занятия тема Цель, задачи 30, 31 Кодирование - Учить детей классифицировать декодирование геометрические фигуры по признаков предметов. нескольким признакам: цвет, форма, величина, толщина. Развивать умение находить геометрические фигуры по знакам. 32. 33 Временные пространственные представления. и Активизировать знания о времени: утро, день, вечер, ночь. Обобщить представления о частях суток. Учить соотносить характерные признаки сезонной принадлежности с временем года. Использовать в общении и с детьми разнообразные словесные обозначения временных и пространственных характеристик. 47 Совместная деятельно детей какие это фигуры: круг, треугольник. Какая фигу ряду. Выберите из короб свое место. Игра «Лишний». Ход: Гусеницы выползли одинаковые? Одна гусениц Игра: «Загадка без слов». Ход: На доске размещаю признаков предметов обсуждение: дети, назовит уже знаете (цветное пят карточка – геометрические формы, размер – больш домики, толстый человеч толщины, тонкий – обоз тонкий). У вас коробка, в ней фиг их. (называют форму, цвет блоков Дьенеша). Задание: Найдите тонкую найдите толстую маленьку тонкую маленькую (больш Педагог выставляет на символы. Дети должны найти нужну - Я вам покажу фигуру, сказать, какие значки-сим чтобы без слов сказать о пр (треугольник синий, больш Беседа «Когда это бывает? Ход: Проводится игра в недостающее слово). Светло бывает…, а темно … солнце…. Небо голубое … И наоборот: Ночью видно… У всех есть картинки, в Что они делают утром, дне (например, подъем, умыва четыре картинки одно п время суток. Целое (назыв (утро, день, вечер, ночь). Вопросы: - что бывает после ночи? - что бывает после дня? веч Игра «Назови соседа». Например, день – вечер. К до или после? Утро пос вечера. № занятия тема Цель, задачи 34 Временные представления. Учить различать и называть временные промежутки, как-то: время суток, времена года, дни недели, в качестве показателя времени использовать существенные признаки (явления природ, деятельность людей, традиции, важнее события). Понимание и правильное использование слов: вчера, сегодня, завтра. 35 Пространственные представления. Формирование пространственных представлений: на, над, слева справа, под, вверху, внизу, снаружи, внутри, за – перед. 47 Совместная деятельно детей Беседа: Когда наступае солнце, просыпаются птиц некоторые наоборот, лож птица днем спит, а ночь Какая птица оповещает, чт (Петух), Дети выполн проведенной беседе. Игра «Когда это бывает?». Ход: Дети рассматриваю которых хорошо видны сю Определяют, когда это бы на признаки, по кот определили. Подвижная игра «Кто бы быстрее соберется? Использование модели час года, дней недели. 1.Игра с картинками позже?» 2.Игра «Когда это быва 3.Игра «Времена года» Рассматривание, расклады последовательности изображением времени го речи словами понятиями: с после, в одно и то же время 4. Рассматривание фотографий, называние п событий в настоящем вре например, когда я был мал (когда я вырасту) 5. Формировать «чувст одну минуту – время на песочные часы, надо п счетные палочки в кон нужно брать по одной шту «Запомни узор». На доске выкладыва геометрических фигур. Де узор 1,2 минуты, а з выкладывают такой же у се Игра «Найди в поезде друг Ход: Аппликация «поезд» бумаги. За вагоном пря изображением сказочного очереди «встречают» д вагоне, в пятом и т.д. отсчитывает свой вагон в поезда и достает № занятия 36 тема Ориентировка пространстве. Цель, задачи в Повторить умения ориентироваться на себе от другого человека, ориентироваться на плоскости, пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи). 47 Совместная деятельно детей Медвежонок позвонил бегемотику, что он едет во «хвоста» поезда. Где бе друга? Дети, давайте пом будем называть слова – обратном порядке (седьмой Друзья белочка и лисе садиться в третий вагон по встретиться, почему? (в обсудить этот вопрос, высл Если дети с заданием не с вопрос – в каком напра вагоны друзья – от «голо «хвоста»? Выполняя задние «Найди дополнить рассказом, ч друзья снаружи поезда и в могло быть на небе, на зе вверху, перед поездом. Друзьям нужно было дой гости к Красной Шапочке получает схематически условными обозначениями В жизни дети и взрослые правильно, культурно. Чтоб правильно назвать ц (это числовой ряд) начина направо. Мужчины приветствую рукопожатием правой руки Педагог и дети у доски детям, справа от доски. При сервировке стола ставят на мелкую тарелку кладут справа от тарелки и Игра с Биботами. Моделирование ситуац движения. Показ, название различ одушевленных и неодушев (верхнюю и нижнюю, бо левую), лицевую (изнан заднюю)). Список литературы: 1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Ростов Н/Д. Феникс. 2005г. 2. Доман Г. Как обучать ребенка математике. Дельта. 1996г. 3. Кантан В.П. Геометрия для самых маленьких. Валери СПД. 2001г. 4. Кралина М.В. «Условия развития и диагностика логических приемов мышления у старших дошкольников». Екатеринбург. Ур ППИ. 1993г. 5. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. Детство-Пресс. 2000г. 6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском садц. Академия. 1998г. 47