Содержание I. Целевой раздел 3 1.1Пояснительная записка 3 1.2 Цель, задачи программы 6 1.3 Организация и содержание деятельности по программе 9 1.4. Планируемые результаты 10 II. Содержательный раздел 14 2.1. Календарный учебный график 14 2.2. Условия реализации программы 15 2.3. Оценочные материалы 16 III. Организационный раздел 18 3.1. Методические материалы 18 3.2. Рабочая программа (модули) курсов программы 19 Список литературы 33 2 I. Раздел 1.1. Пояснительная записка Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1», «Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на: формирование и удовлетворение развитие творческих индивидуальных интеллектуальном, способностей потребностей художественно-эстетическом, воспитанников; воспитанников в нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания. Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4) 3. Содержание программы оформляется в учебном плане. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html 2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html 3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями) 1 3 дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). Во исполнение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 2562 (с изменениями) максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 – 11.13). На основании документа «Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249», реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договором. В случае, если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении, получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность4. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. 4 Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249 4 Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием, либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Направленность программы – художественная. Адресат программы – дети дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – 5 лет. Общее количество учебных часов –рассчитан на 40 недель в год, с недельной нагрузкой – 1 раз в неделю. Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, для детей 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. В дополнительной общеразвивающей программе художественного направления для детей дошкольного возраста «Детский дизайн» (далее по тексту - Программа) определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая. Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников. Периодичность – 1 раз в неделю. 5 1.2. Цели и задачи реализации программы Актуальность программы Программа направлена на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений. Программа получила экспертное заключение А.С. Сиденко, к.п.н., профессора ФГОУ ДПО АКП и ППРО кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании. Программа отмечена Дипломом I степени конкурса «Образовательный потенциал России» - 2012 г. Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна. Задачи: 1. Обучающие задачи: развитие творческого ознакомления с мышления методами и дошкольников приемами, с помощью применяемыми в художественно-конструктивном дизайне; создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов; формирование оценочного отношения к окружающему миру, эстетического вкуса, культуры поведения; развитие интереса к дизайну и творчеству; приобщение детей к наблюдению за действительностью, развитие важнейшего для художественного творчества умения, формирование наблюдательности и внимательности; создание условий для свободы в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира. 2. Воспитывающие задачи: 6 формирование способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментам; формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ; формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению; стимулирование сотворчества со сверстниками и взрослыми в дизайне, в деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома. 3. Развивающие задачи: развитие интереса к дизайну – творчеству; развитие познавательной активности, общения, самостоятельности; развитие художественного и творческого потенциала; развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности. Особенности организации образовательного процесса: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого с ребенком, взаимодействие с родителями. Задачи работы по программе с детьми раннего возраста (3-го года жизни): обогащение впечатлениями при ознакомлении ребенка с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями; воспитание у ребенка интереса к предметам изобразительного искусства; воспитание у ребенка интереса к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунках о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми; 7 помочь в освоении доступных для него способов изображения в рисовании и лепке, познакомить со свойствами материалов, с элементарными приемами их использования. Задачи младшего дошкольного возраста (4-го года жизни): развитие особенностей сенсорной сферы ребенка (цвет, форма, пространство, величина); развитие нравственно - эмоциональной отзывчивости на окружающий мир и его явления, обеспечивающие в совокупности художественно эстетическое восприятие действительности; создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов; приобщение детей к наблюдению за действительностью. Задачи среднего дошкольного возраста (5-го года жизни): учить отождествлять себя с разными предметами, формами их взаимодействия; помочь накапливать опыт отношений к себе и окружающему миру через понятие добро и зло, цвет, форму, характер, и настроение; создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов; дать начальные художественные представления; приобщение детей к наблюдению за действительностью. Задачи старшего дошкольного возраста (6-го года жизни): приобщение дошкольника к миру общечеловеческих ценностей; помочь увидеть творческое выражение и отношение художника к различным сферам и явлениям окружающего мира, познакомить с категориями искусства – красивое и безобразное, реальное и воображаемое; развитие умения наблюдать жизнь с позиции художника через формирование наблюдательности, 8 внимания к окружающей действительности, умения создавать смысловые и композиционные связи между изобразительными предметами; создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов; приобщение детей к наблюдению за действительностью. Задачи подготовительного к школе возраста (7-го года жизни): развитие творческого ознакомления с мышления методами и дошкольников, приемами, с помощью применяемыми в художественно-конструктивном дизайне; создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов; формирование оценочного отношения к окружающему миру, эстетического вкуса, культуры поведения; развитие интереса к дизайн-творчеству; приобщение детей к наблюдению за действительностью, развитие важнейших для художественного творчества умений: видеть мир глазами художника, формирование наблюдательности и внимательности; создание условий для свободы в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира. 1.3. Организация и содержание деятельности по программе Учебный план Содержание образования Направле Вид ние детской развития деятельн детей ости Художест венноэстетичес кое развитие Общение, игровая, коммуни кативная Возрастные группы 2-3 года Ранний дошколь ный возраст 3 – 4 года Младший дошколь ный возраст 4-5 лет Средний дошкольный возраст 9 5-6 лет Старший дошкольн ый возраст 6-7 лет Подготов ительный у школе возраст Формы работы с детьми Объем образовательной нагрузки, минуты Продолжительность непрерывной образовательной деятельности Итого в неделю: Не более Не 10 мин. болеет 15мин. Не более 20 мин. Не более 25мин. минут Не более 30 мин.мин ут 20 мин 40 мин 50 мин. 60 мин Взаимодействие 30 мин с родителями (законными Образовательн ая игровая ситуация, мастер классы, участие в дефиле, участие родителей в оформлении группы к празднику, созданию подарков, постановка спектаклей с предметами созданными взрослыми и детьми, игры с предметами выполненными детьми, беседы и рассказы о профессии, экскурсии, посещение музея изобразительн ых искусств представителями) представлено в тематическом планировании. 1.4. Планируемые результаты работы Планируемый минимум: различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция); различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура); технологию выполнения конструирования, аппликации из различных материалов; правила оформления готового изделия; композиционно располагать рисунок на листе бумаги; освоение различных техник рисования материалах; 10 кистью на различных правила работа по чертежу, эскизу, рисунку. Уметь: составлять композицию; читать чертеж; наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов; декоративно оформлять изделие; контролировать качество изделия; вырезать по контуру предметы сложной формы; в итоговой деятельности применить все свои навыки, умении; уметь работать подгруппами, группами, искать вместе пути; наилучшего решения поставленной задачи. Желаемый максимум: называть основные понятия дизайна и композиции; называть элементы композиции; правила выполнения техники «Декупаж»; правила выполнения техники «витраж»; правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг». Уметь: самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы; из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию; создавать изделие по собственному замыслу; оценивать результат своей работы. Предполагаемый результат (2 – 3 года): иметь представление - что дома бывают разные; знать в каком доме они живут; уметь подбирать наряд к празднику; представление о разнообразии нарядов людей, животных, птиц; 11 иметь представление о предметах интерьера в ближайшем окружении (группа, дом); уметь располагать силуэты предметов интерьера на настенном панно; уметь собирать букеты из засушенных растений; знать разные материалы, техники для графического дизайна, заполнение форм; уметь украшать разные формы используя разные материалы и техники. Предполагаемый результат (3 – 4 года): иметь представление - что дома бывают разные и у людей, и у животных; иметь представление – из чего могут быть построены дома; уметь рисовать одноэтажные дома; представление о разнообразии нарядов людей, окраске шерсти животных, оперения птиц и др; уметь украшать разные формы простыми деталями, разными материалами; иметь представление об интерьере; иметь представление о предметах интерьера. Предполагаемый результат (4 – 5 лет): иметь представление об архитектуре; иметь представление о дизайне одежды; иметь представление об архитектуре города, и ландшафтном дизайне; знать о разных видах одежды и ее назначении; иметь представление о способах украшения одежды; иметь представления о разных видах мебели; иметь представление о техниках (тычком, по -сырому). Предполагаемый результат (5 - 6 лет): знать – разные назначения зданий города, особенности проектирования зданий; 12 иметь представление о сказочной архитектуре; уметь изображать город в разное время года; понимать архитектуру города; иметь представление о разных видах тканей; уметь украшать одежду, подбирать рисунок к ткани; уметь изображать разные предметы интерьера; знать из чего состоит интерьер разных по назначению комнат; уметь украшать сложные формы используя разные материалы. Предполагаемый результат (6 -7 лет): иметь представление о стилях, видах архитектуры; уметь создавать рекламу домов, одежды, интерьера, используя разные материала; уметь строить по эскизу, чертежу; уметь строить дома из разных материалов; уметь передавать особенности сказочной архитектуры; уметь украшать силуэт фигуры человека одеждой; уметь создавать разные интерьеры в разных по назначению комнатах; иметь представление о техниках( лессировка , скрапбукинг, декупаж, квилинг 13 II. Содержательный раздел 2.1. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год Содержание Количество возрастных групп Начало учебного года Адаптационный период Окончание учебного года Летне-оздоровительный период Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю Регламентированный ОП, половина дня Сроки проведения мониторинга педагогических условий Праздничные дни 1 мл.гр. 2-3 года 1 01.09.2021 г. С 01.09.2021 г. по 30.11.2021 г. 31 мая 2022 г. 37 недели 5 дней 8-10 минут 90 минут Первая, вторая половина дня 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 2 мл.гр. 3-4 года 2 01.09.2021 г. - Средняя гр. 4-5 лет 2 01.09.2021 г. - Старшая гр. 5-6 лет 2 01.09.2021 г. - 31 мая 2022 г. 31 мая 2022 г. 31 мая 2022 г. С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г. 37 недели 37 недели 37 недели 5 дней 5 дней 5 дней 15 минут 20 минут 20-25 минут 2 часа 45 минут 4 часа 6 часов (165 минут) (240 минут) (375 минут) Первая половина Первая половина дня дня 20.09.2021 г. 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 31.05.2022 г. Первая, вторая половина дня 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. Подготов.гр. 6-7 лет 3 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. 37 недели 5 дней 30 минут 8 ч 30 мин (510 минут) Первая, вторая половина дня 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая *В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). 14 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: кабинет для творчества с соответствующим оформлением, которое стимулирует творческий изобразительный материал: подход гуашь, к деятельности, акварель, разнообразный карандаши, пастель, восковые мелки, тушь, пластилин, гипс, глина, бумага разной фактуры, ткань, коробки разных размеров, природный материал, бросовый материал, силуэты, трафареты, предметы народно-прикладного творчества, открытки и фотографии художественных объектов; в группах созданы изобразительные уголки в соответствии с возрастными особенностями (изобразительный материал, образцы, трафареты, силуэты, альбомы с репродукциями, с образцами росписей). Подходы к построению предметно-развивающей среды Оборудование: работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона; работа с природным материалом, аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация с сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, крупа, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала; работа с бросовым материалом: аппликация из фольги, газет, упаковочного картона; изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы), конструктором; работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись. 15 Формы и направления взаимодействия с коллегами Интеллект–карта помогает участникам педагогического процесса скоординировать мероприятия, свои действия и действия других участников процесса, направленные на решение поставленной задачи. Информационное обеспечение: ноутбук, проектор. Кадровое обеспечение: требования к квалификации - Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. 2.3. Оценочные материалы: игра «Создай свой интерьер»; игра «Что в группе , что в доме»; игра «Такая разная одежда; игра «Одень куклу»; игра «Мы архитекторы» (выбор стиля, зависимость формы от назначения); игра «Одень человека»; игра «Создай рекламу» ( на предложенный предмет); игра «Строительство по чертежу» ( из кубиков); игра «Дом для сказочного героя» (из предложенных форм); игра «Дом для животного» ( по картинкам); игра «Строим здание»; игра « Кукую выбрать ткань для одежды»; определить «технологию работы» по картинкам. 16 Задание 1. Игра «создай свой интерьер» дает представление о знаниях об интерьере, умении создавать свой интерьер, используя предложенные предметы, передавать их разность, необычность. Обыгрывать в конце задания, (5-7 лет). Задание 2. Игра «Что в группе, что в доме» выявить умение определять предметы используемые в интерьере помещения, (3-4 года). Задание 3. Игра «Такая разная одежда». Задание с переодеванием (себя или куклы), выявляет особенности представлений детей о разных видах одежды, ткани и зависимость ее от назначения, оно позволяет наблюдать проявление чувства сопереживания и сопричастности к окружающей действительности, другим людям. Кроме того, задание отразит уровень умений в использовании средств графики для выражения своего отношения к изображаемому. Игра «Одень куклу» умение подобрать одежду для определенной цели, составить комплект одежды, подобрать по цвету, форме, назначению, (3-7 лет). Задание 4. Игра «Мы архитекторы». Рисуют здания, передают стили архитектуры. Задание позволяет проследить нацеленность на осмысление изменяющихся воздействий объективной реальности, передает возможность создавать архитектуру разных стилей, назначений. Задание показывает особенности развития пространственных представлений и уровень умений в использовании выразительных средств живописи, (5-7 лет). Задание 5. Игра «Одень человека». Дети с помощью разных материалов составляют одежду, подбирают аксессуары. Задание показывает владение дизайнерскими способностями, творческими способностями, (4-7лет). Задание 6. Игра «Создание рекламы». По предложенным предметам создать их рекламу (игрушки, посуда, телефон, книга), (6-7лет). Задание 7. Игра «Строим здание по чертежу». Определить умение переносить плоскостное изображение на объемную форму, выбор материала, 17 (6-7лет). Задание 8. Игра «Строим дом для сказочного героя». Умение выбрать необходимые детали, материал для строительства дома (Золушка, Колобок, Зайка, Снежная Королева), (5-7лет). Задание 9. Игра «Дом для животных». Найти по картинкам какой дом подходит для какого животного. Умение ориентироваться в окружающей среде, определять разную форму домов, (3-5лет). Задание 10. Игра «Строим здание». Умение ориентироваться в строительном материале, составлении разных зданий, подбор формы, цвета, передача назначения здания, (4-7 лет). Задание 11. Игра «Какую подобрать ткань для одежды». Умение ориентироваться в свойствах ткани, называть или узнавать ткань, (5-7 лет). Задание 12. «Узнай какой техникой выполнена работа». Умение ориентироваться в нетрадиционных техниках, (6-7лет). III. Организационный раздел 3.1. Методические материалы Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая. Формы организации образовательного процесса: беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль, студия, творческая мастерская, выставка, вернисаж и пр. Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного 18 обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная коллективной творческой технология деятельности, обучения, технология технология решения изобретательских, задач, здоровьесберегающая технология и др. Рабочие программы по модулям 3.2. Содержание работы планируется в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления моделей пространства и кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими. Программа включает в себя шесть направлений: архитектура, дизайн интерьера, дизайн одежды, фитодизайн и ландшафтный дизайн, графический дизайн, народное творчество. В начале блока проводится предварительная работа педагога, воспитателя с родителями и детьми. Задания направлены на введение в блок. В заключении блока проводиться развивающая познавательная игра, где участвуют родители и дети. Мероприятия, в котором дети показывают полученные знания во время работы в блоке, родители им помогают. Большое внимание уделяется индивидуальной работе, совместным проектам и творческим разработкам. Архитектура начало блока: открытие строительства Солнечного города. Каждая группа создает своей дом, под лозунгом дети и родители в группе – одна семья, а у семьи должен быть свой дом. Воспитатель вместе с детьми придумывает, каким может быть их совместный дом, из какого материала они его будут строить (коробочки, банки, палки или другой материал). Утром во время 19 приема детей, родители вместе с ребенком закладывают блоки в дом своей группы. окончание блока: 2-5: вместе с родителями создать дом, пространство для своей семья. Использовать стулья, столы, ткань и другие предметы. Сделать поделки вместе с родителями для украшения своего домика (из предложенных материалов). Когда дом будет создан, обыграть поделку (общение внутри дома, походы в гости, общение с другими семьями). Подготовка: принести из дома любимые вещи: подушечку, игрушку, книгу и другое по выбору ребенка); В течение недели дома находятся в доступном для детей и родителей месте, чтобы дополнять поделку. Когда работа будет выполнена, постройки можно обыграть. 5-6 лет: дети - великаны, построить город для маленьких жителей воображаемой страны. Дома строятся так, чтобы можно было угадать, кто в нем живет (музыкант, художник, слон и другие). Родители помогают создать ландшафтный дизайн, используя природный материал; 6-7 лет: построить небоскреб. Выбрать бригаду строителей, создать этажи, объединить их в дом (дом мечты), заселить их жителями, создать воздушную среду. В течение недели дома находятся в доступном для детей и родителей месте, чтобы дополнять поделку. Когда работа будет выполнена, постройки можно обыграть. Дизайн – одежды: начало блока: для жителей Солнечного города нужна особая одежда. Родители и дети придумывают одежду для кукол и помещают их в построенный город. окончание блока: в каждой группе проходит показ моделей одежды для кукол. В заключении проводится Фестиваль модной одежды (представители от каждой группы). Приветствуются модели, созданные своими руками из 20 нестандартных материалов (бумаги, клеенки, фантиков и др.), вместе с детьми. Дизайн – интерьера: начало блока: в каждой группе представлен силуэт комнаты (на формате листа А-2: картоне и фланелеграфе), силуэты мебели, штор, и других предметов. Дети и родители, на утреннем приеме создают интерьер своей групповой комнаты, внося каждый какие – либо элементы (приклеивают на лист). Когда дизайн комнаты будет создан, дети вклеивают силуэты своих человечков в созданную работу. окончание блока: создание дизайна своей группы (воспитатель вместе с детьми) в определенном стиле. Этот стиль должен прослеживаться во всем (расстановке мебели, дизайне штор, расположении игровых зон, подбору и созданию поделок, украшений). Фотовыставка «мой новогодний интерьер» 21 Планирование занятий по ознакомлению детей с техникой дизайна Возраст Непосредственно - образовательная деятельность Продуктивные формы взаимодействия взрослого и ребенка Интеграция с другими образовательными областями Взаимодействие с родителями Сказка «колобок», Песенка про дождик. Наблюдение на участке за осенней листвой, дождиком. Угощения для игры в дом. Совместный проект: моя семья – мой дом. Экскурсия по городу, рассматривание домов. Консультация – знакомство с программой «детский дизайн» Наряжаемся в разные наряды, рассматривать разную одежду. Поход по магазинам с детьми, обсудить какая бывает одежда. Во время одевания называть детали одежды. Рисование Сказка про краски. Карандаши танцуют. Дом для карандашей. Домик для изюма (пирожок). Лото ( составь дом из кусочков). Найди детали для дома (аппликация). Пирамидка – дом для колечек. Составь дом из готовых деталей. Архитектура Рисовать круговыми движениями, штрихами, примакиванием. Знакомство с разным материалом. Научит играть в лото , познакомить с разнообразием домиков. Дизайн одежды 2–3 года Шарф для котят. Укрась валенки( колечки -рисование, аппликация). Неваляшка. Укрась сарафан. Наряд для ежика. Бусы для куклы. Колечко маме. Снеговик (в наряде). Подбери наряд клоуну. Рисуем красками, карандашами – прямые, вертикальные, горизонтальные, длинные, короткие линии, колечки. 22 Лото( составь интерьер). Посуда в горох. Огни на елке. Украсим дом к празднику(Мимоза маме). Дом для рыбки. Скатерть самобранка(яблоки на тарелке). Крендельки в вазе. Арена цирка. Укрась фантик. Поздравительная открытка (техника печать). Стаканчики для мороженого (украсить пластиковые стаканчики, добавить мороженое). Коробки для тортиков. Веселая картинка их пуговок. - Яички- дом для птички(скорлупа) -Дом дождика – тучка (разные виды бумаги) -домик для гороха -дом у листика- дерево -панно из цветов( сухие цветы) -водоем в парке( камушки, кора, веточки) Дизайн интерьера Рисование. Рисование пальчиком, украшение форм, рисуем колечки. Учимся рисовать кистью, красками. Научить пользоваться лото, для составления интерьера. Игровые моменты: пришли гости, готовим угощение, накрываем на стол. Игра «На арене цирка» каким животным ты будешь. Интерьер комнаты (совместный проект) Знакомство с интерьером своего дома. Пригласить родителей в помощь украшения группы К водоемпразднику. Графический дизайн Знакомство с вариантами украшений Обыграть готовые Познакомиться с разных форм, использовать разные формы в группе, оформлением разных материалы, техники. использовать для упаковочных форм поздравлений, приглашений. Фитодизайн, ландшафтный дизайн Научить как можно используя природный материал украшать разные формы. 23 Обыграть в кукольных уголках, использовать для украшения групповой комнаты. Собрать и высушить растения, понаблюдать за жизнью живых существ в природе. Возраст Непосредственно - образовательная деятельность Продуктивные формы взаимодействия взрослого и ребенка Интеграция с другими образовательными областями Взаимодействие с родителями Рисование 3–4 года Дом в Уральской деревне (гуашь). Деревья в городе (сказка). Составь дом из разных 3 геометрических форм. Зайкина избушка-барельеф. В гости к ежику (ежика, яблочки). В гости к белочке – грибы. Зажжем в окнах огни. Архитектура Линии в разных направлениях, Рассказывание составляем их в предмет. Для сказок: о деревьях, рисования используем трафарет, красках, о силуэты. Смешиваем краски. животных. Примакивание, смена красок. Рассмотреть Готовый силуэт, лепка бревен и картинки с выкладывание на силуэте – животными леса, техника барельеф. их домами. Подвигаться как одно из животных. Совместный проект- наш дом. Знакомство с программой «Детский дизайн», с задачами на год. Экскурсия по городу, рассмотреть дома в городе. В конце блока игра «Строим дом для семьи». Совместный проект взрослого и ребенка.(РПИ) Фитодизайн, ландшафтный дизайн Панно из цветов. Осенние заботы зверюшек (кол.раб) Парк (водоемы, клумбы). Панно лес (аппликация). Осенний букет в вазе. У ежа иголки. Составление композиций из Украшение растительных форм, дополнять группы, другим природным материалом, использование Бумажными формами. Ручной панно для труд. Использование разных рассказывания материалов (спичечных сказок. коробков, природного материала, семян, камней, ракушек, бусинок) для создания предметов и украшений форм. Дизайн одежды Лепка. Украшаем вылепленные Рассмотреть формы одежду у детей в 24 Сбор растений , природных форм, рассмотреть разные по форме, цвету цветы. Посещение магазина одежды. Обращать внимание как меняется Озорные котята. Цветы на лужайке и платье. Украсим платочек. Бусы для мамы (разные материалы). Бумажный пэчворк. Украсим силуэт платья. Брошь для мамы. Цветы на коврике. Цветы на тарелке. Украшение новогодней елки. Аквариум для интерьера. Знакомство с кляксографией. Панно-дом из картона. Мебель из готовых геометрических форм в панно. Скатерть самобранка с угощением. Разными материалами (бусинки, семечки). Аппликация. Повторять узор (цвета бус) На протяжении всей ниточки. Рисование. Красками: примакивание, мазки, кружочки. Использовать разные цвета. Подбирать Нужный цвет. Украшать разные формы (работа на силуэте). Подбирать заплатку по цвету, линиям. Дизайн интерьера Лепка. Украшение разных вылепленных форм, использовать: фантики, фольга, бусы. Украшение силуэтов с помощью цветов (размазывать комок в разные стороны, составлять узор ориентируясь по форме силуэта). Аппликация. Делаем новогоднюю игрушку. (солнышко, украшаем паетками). Рисование. Рисование предметов из разных линий, используя разный изоматериал. Знакомство с техниками – кляксографией, печати. 25 группе, одевание и переодевание, украшение в уголке ряжения. Рассмотреть интерьер группы. Переставить предметы – игра «Что изменилось». Обратить внимание, как меняется интерьер в праздники. одежда в зависимости от ситуации (дома, в гостях, на праздник и другое). В конце проекта участие детей в лучших костюмах в модном выступлении. Совместный проект- интерьер комнаты. Посещение магазина мебели, какая мебель в вашем доме. Чтение сказки «Три медведя». Новогодняя открытка. Поздравительная открытка (8 марта, с днем рождения). Фантики для конфет. Закладки. Буквы, знаки, цифры. Дымковская игрушка (по выбору). Матрешки. Филимоновская игрушка. Богородские свистушки. Возраст 4 – 5 лет Графический дизайн Использование графических элементов для украшения форм, Знакомство с разной штриховкой, техниками, изоматериалами. Перед К праздникам- мастер классы от праздниками родителей – «Делаем подарки вместе с провести беседу, детьми». что на праздник дарят подарки – какие. Каждый праздник предполагает свой подарок. Народно-прикладное творчество Украшение форм разными Рассматривание материалами, предметов Разными способами, соблюдая народноформы предметов. прикладного искусства. Архитектура Непосредственно- образовательная деятельность Продуктивные формы взаимодействия Рисование взрослого и ребенка 1. Многоэтажные дома. Рисование. Рисование 2. Осеннее дерево. (пейзаж) разных домов, 3. Бревенчатая изба; используя разные 4. Одноэтажный дом; формы, подбирать цвета, дополнять окружающее место вокруг дома. 26 Выяснить- если дома у детей предметы народно- прикладного творчества. Интеграция с другими образовательными областями Макет города, из домов, выполненных детьми и дополненных Природным материалом. Взаимодействие с родителями Консультация для родителей «Знакомство с программой «Детский дизайн» для этого возраста. Экскурсия по городу. Проект дети вместе с родителями- строим дома для своей семьи, используя бросовый материал. Дизайн одежды 1. 2. 3. 4. 5. Бумагапластика: оригами, обрывная аппликация, вырезание форм. Рисование. Украшаем силуэты людей разной одеждой, украшаем одежду разными узорами. Девочка в шубке. Матрешка танцует (украсить наряд) Карнавал(одежда) Портрет к празднику Наряд для белочки Рассмотреть одежду у детей, взрослых. Как украсить одежду. Игра в уголке «ателье», рассмотреть альбомы мод. Посещение магазинов одежды, выставок одежды. Участие в конкурсе костюмов, победители участвуют в показе своего костюма. Дизайн интерьера 1. Заплатка на шторы 2. Заплатка на обои 3. Рисуем мебель из геометрических фигур 4. Знакомство с техникой коллаж Лепка. Лепка предметов знакомыми способами, украшение предметов разными материалами. Рисование. Подбирать узор к образцу, украшаем разные формы. Бумагапластиказнакомство с техникой: коллаж (используя вырезанные формы составить интерьер комнаты). Открытки, журналы 27 Рассмотреть интерьер группы, в разных комнатах группы. Чем он отличается, чем похож. Игра «Придумай интерьер в кукольном уголке.» Совместный проект- интерьер нашей комнаты. Рассматривание в гостях предметы интерьера Изменение интерьера группы к празднику (дети вместе с родителями). 1.Открытки в технике по -сырому, с прорисовкой деталей (тематика праздника) 2.Техника тычком 1.Знакомство с элементами гжельской росписи 2. Элементы хохломской росписи Возраст Украшение форм разными узорами, соблюдать границы формы. Использовать новую роспись: хохлома, гжель. Архитектура Непосредственно- образовательная Продуктивные формы деятельность взаимодействия взрослого и ребенка Рисование 1.Храмы города 2.Город Екатеринбург в разное время года: осень 3. Зима 4. Окна в доме 5 – 6 лет Знакомство с техниками: мозаики, по сырому, тычком. Составление открыток. По эскизу выложить узор каслинского литья. Подобрать цвет для узора. Создать эскиз церкви и создать барельеф. Дополнить поделки бросовым материалом (скорлупа яиц, горох, веточки) Лепка животных из целого куска пластилина. Бумагапластика. Складывание, скручивание, выгибание, вырезание для создания здания. Рисование. Приемы: смешивания красок, 28 Выставка поздравительных открыток. Рассматривание готовых открыток. Магазин народноприкладных изделий (игра) интеграция другими образовательными областями Город (макет)из выполненных домов, добавить ландшафтным дизайном, обыграть мелкими игрушками. (рекламный проспектЕкатеринбург город будущего) Игра» мы архитекторы» Встречи с родителями: мастер класс поздравительных открыток. Консультация «Народноприкладное творчество в нашей жизни». Взаимодействие С родителями Совместный проектвсем миром строим дом для героев. Отразить в образе дома то, кто в нем живет (у сапожникаботинок, у пекарякалач). Экскурсия по городу. 1. Радуга (сколько вокруг цветов, как влияет цвет на одежду) 2. Рисуем людей в разных одеждах (даны силуэты, одеть: к празднику, на работу, на учебу, для занятия спортом и др) 3. Узор из листьев и цветов 4. Укрась сарафан 1.Шторы в дом 2.Обои в дом 3.Укрась ткань 4. мебель рисование тычком, мазками, примакивание, постукивание по кисти. Техника- витража (окна в доме). Дизайн одежды Лепка. Из пластилина Создать из пластилина барельеф человека. Украсить бумагой разной фактуры, природным и бросовым материалом. Лепка людей разными способами. Рисуем человека, создаем одежду из разной ткани, дополняем перьями, мехом, бисером. Бумагапластика. Создаем ткань используя бумагу разной фактуры. Рисование. Используя силуэты, придумываем одежду для разных ситуаций. Используя знакомые элементы придумываем узор на определенной форме. Придумать ткань для новогоднего праздника, использовать материал на выбор. Дизайн интерьера Рисование. Создать эскиз, подобрать цвет, узор для предметов интерьера. Использовать знакомые приемы и Нетрадиционные техники 29 Создание журнала мод из силуэтов разных моделей (вырезанные из журналов). Игра «ателье мод» Работа в кукольном уголке. Изменение интерьера. Игра «Мы купили новый дом» - выбрать в дом предметы Участие в показе мод. Рассматривание журналов мод Совместный проектинтерьер комнаты. Посещение магазина ткани. (печати, по сырому , тычками и другие). Открытки, журналы Открытки украшенные техниками: печатанием. Народное творчество 1. Каслинское литье 2. Хохломская ваза возраст Непосредственно-образовательная деятельность Рисование 1.Город новый – златоглавый. 2. Дом моей мечты. 3. Сказочный дворец 4. Детский сад будущего 6-7 лет интерьера. Создание открыток используя разный материал и разные техники. Игра «Книжный магазин» С помощью пластилина и элементов для украшения разных форм, создаем элементы народноприкладного творчества. Игра «Ярмарка» Архитектура Продуктивные формы взаимодействия взрослого и ребенка Лепка. Используя элементы узора и знакомые приемы создаем сказочные дома. Лепка животных из целого куска, прием вытягивания. Бумагопластика. Создаем поделку, используя разное сгибание листа. Рисование. Рисуем дома разные по стилям, 30 Мастер класс от родителей (создание поздравительной открытки.) Посещение музея народной игрушки. Интеграция с другими образовательными областями Взаимодействие с родителями Лепка домов для сказочных героев. с-р игра стройплощадкастройка века – строим стадион. Строительство фазенды (подбор строительных деталей по чертежу.) Совместный проектчто нам стоит дом построить. Просмотр мультфильмов , фильмов – сказок( со сказочной архитектурой). 1.Рисуем людей в разных одеждах. 2. Настроение после похода в магазин. 3. Одежда для лета 4. Одежда для бабушки 5. Журнал мод 1.Эскиз мебели 2.Эскиз интерьера 3. Эскиз ковра 4. Укрась ткань назначениям, с разными элементами. Используем контур карандашом, рисуем фон у картины, подбираем цвета путем смешивания красок, Выбираем материал для рисования нужной конструкции. Дизайн одежды Лепка. Лепить бюст человека, передавая черты лица, создавая прическу, для украшения использовать дополнительный материал. Ручной труд. Шитье. Владеть иглой, делать стежки, пришивать пуговицы. Рисование. Подбирать одежду для определенных случаев, выделять части одежды, создавать самим одежду, подбирать части одежды, цвет, ткань. Используя силуэты создавать разную одежду и составить журнал мод. Дизайн интерьера Ручной труд. Используя коробки, бумагу разной фактуры, пластилин, применяя знакомые приемы, создать интерьер для своей комнаты. Рисование. Создавать эскизы предметов интерьера в 31 Создаем витрину магазина «Одежды» Создать в группе уголок для переодевания , из кукол- сделать манекены. Посещение показов мод (в торговых центрах, детских модельных агенствах) Участие в показе моделей в дошкольном учреждении. Создание рекламымагазина мебели. Изменить интерьер группы к празднику. Игра «Мастерская плотника» Совместный проектинтерьер комнаты. Экскурсия в мебельный центр 1-по мокрой бумаге 2-монотипия 1- знакомство с элементами городецкой росписи 2 - знакомство с элементами уралосибирской росписи двухмерном пространстве, чтобы потом передать в трехмерном. Дать понятие, что такое реклама, и как ее выполнить, создать свою рекламу, используя разный материал. Открытки, журналы Знакомство с разными техниками, где их можно применять, Используя эти техники выполнить поделки. Народное творчество Знакомство с народноприкладным творчеством: жостовская роспись, хохлома, городецкая роспись, уралосибирская роспись. Использовать в выполнении работ в двух и трехмерных пространства. 32 Беседа о том, как придумывали открытки и какие использовали техники раньше. Посетить музей Истории Екатеринбурга. Коллекции нашего детства (открытки, календари) Игра «Ярмарка» Посещение музея народноприкладного творчества. Список литературы: 1. Авторская программа «Дизайн», Колосова Е.С. 2. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930. 4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста. /Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. 5. Конощук С. А. «Фантазии кругдый год» М.Обруч 2011г 6. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. 33