Содержание 3 I. Целевой раздел 3 1.1Пояснительная записка 3 1.2 Цель, задачи программы 5 1.3 Организация и содержание деятельности по программе 7 1.4. Планируемые результаты 8 II. Содержательный раздел 10 2.1. Календарный учебный график 10 2.2. Условия реализации программы 11 2.3. Оценочные материалы 11 III. Организационный раздел 11 2.4. Методические материалы 11 2.5. Рабочая программа (модули) курсов программы 12 Список литературы 31 2 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Согласно «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам1», «Концепции развития дополнительного образования детей2» содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на: формирование и удовлетворение развитие творческих индивидуальных интеллектуальном, способностей потребностей художественно-эстетическом, воспитанников; воспитанников в нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, трудового воспитания. Во исполнение Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4)3. Содержание программы оформляется в учебном плане. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п.9. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html 2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html 3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями) 1 3 Во исполнение СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 2562 (с изменениями) максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать возрастным особенностям детей (раздел XI п. 11.4 – 11.13). На основании документа: «Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249», реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг регламентируется договорам. В случае, если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в учреждении получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность4. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные 4 Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249 4 услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Направленность программы – художественная. Адресат программы – дети дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – 5 лет. Общее количество учебных часов – рассчитан на 40 недель в год, с недельной нагрузкой – 1 раз в неделю. Форма организации занятий – подгрупповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. В дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности для детей дошкольного возраста «Детский оркестр» (далее Программа) определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – подгрупповая, индивидуальная. Режим, периодичность и продолжительность образовательной деятельности по программе – в соответствии с учебным планом и расписанием непрерывной образовательной деятельности, в соответствии с возрастом воспитанников. Периодичность – 1 раз в неделю. 1.2. Цели и задачи реализации программы Актуальность программы Игра на детских музыкальных инструментах, как один из пяти видов музыкальной деятельности, на музыкальных занятиях несет вспомогательный характер. Дети иллюстрируют особенности (тембровые, ритмические, форму и 5 др.) музыкального произведения, как правило, предназначенного для слушания, пения или музыкально-ритмического движения. Т.е. в данном случае игра на детских музыкальных инструментах является средством углубления восприятия музыкального произведения. С другой стороны, система, в которой бы мы просто разучивали с детьми партии в какой-либо аранжированной пьесе, и исполняли перед родителями, является непродуктивной. Мотивации у детей при таком подходе нет, ситуация развития детей отсутствует. Но настоящее развитие детей есть в другой форме - это элементарное музицирование, которое позволяет детям – дошкольникам «ИГРАТЬ с музыкой» (ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников). На занятиях главенствующая роль принадлежит именно музицированию, важен сам процесс игры на музыкальных инструментах. Играя с ними и на них, дети изучают их возможности, знакомятся со способами звукоизвлечения, учатся сами изготавливать элементарные музыкальные инструменты из подручных материалов. Целью данной программы является создание условий для музыкального, эстетического, познавательного и социального развития ребенка в процессе творческого музицирования на детских музыкальных инструментах. Задачи: 1. Обеспечить единство музыкального, эстетического, познавательного и социального развития ребенка в процессе занятий. 2. Развивать комплекс музыкальных способностей в процессе музицирования на различных детских музыкальных инструментах. 3. Развивать творческую активность детей. 4. Формировать навык исполнительской деятельности (в игре на детских музыкальных инструментах). 5. Создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых в процессе музицирования. 6 6. Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка в процессе музицирования. 7. Развитие воображения, мышления, памяти, любознательности, коммуникативных способностей детей-дошкольников. 8. Учить слушать и слышать музыку, себя, партнера, педагога. 9. Учить взаимодействовать в паре, группе. 10. Приобщать к мировому музыкальному искусству. 1.3. Организация и содержание деятельности по программе Учебный план Продолжительность образовательной нагрузки Группа раннего дошкольного возраста (2-3 года) Не более 10 мин. Группа Группа Группа Группа младшего среднего старшего подготовительного дошкольного дошкольного дошкольного к школе возраста возраста возраста возраста (6-7 лет) (3-4 года) (4-5 лет) (5-6 лет) Соотношение недельной и годовой образовательной нагрузки Не более Не более Не более Не более 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 40 занятий (1 раз в неделю) 400 мин. 600 мин. 800 мин. 1000 мин. 1200 мин. 440 мин. 640мин. 840 мин. 1040мин. 1240 мин. Итого в год: Итого максимальный объем образовательной нагрузки (с учетом 4х диагностических занятий) Педагог создает ситуацию, в которой дети сами выбирают себе музыкальный инструмент, меняют его по желанию, придумывают партитуру, варианты ее графической записи и т.д. Есть разные варианты- нет неправильного. Важные критерии на этих занятиях - радость от музицирования, заинтересованность детей, раскованность, возможность самовыражения. Каждый ребенок может себя проявить, каждый успешен: не могу пока сыграть на металлофоне, беру треугольник. Играю так, как сам придумал. То есть ребенок находится в ситуации успеха. На индивидуальных занятиях и занятиях «по партиям» дети готовятся к выступлению перед гостями, родителями или детьми других групп. Таким образом, постепенно у 7 них формируется навык исполнительской деятельности, опыт выступлений, который так важен в дальнейшей жизни. 1.4. Планируемые результаты Раннего дошкольного возраста (2-3 года): 1. Проявлять интерес к новой музыкальной деятельности (игра на детских музыкальных инструментах). 2. Узнавать тембр некоторых инструментов. 3. Уметь подыгрывать на детских музыкальных инструментах (колокольчик, ложки, бубен, погремушка), реагируя на смену частей. 4. Уметь аккуратно брать инструменты и класть в коробку. Младшего дошкольного возраста (3-4 года): 1. Знать такие инструменты, как колокольчики, барабан, металлофон, бубен, деревянные музыкальные ложки. 2. Самостоятельно выполнять упражнения, связанные с двухчастной формой музыки. 3. Различать тембр менее контрастных между собой инструментов (бубен, погремушка). 4. Точно передавать ровный ритм на инструментах. 5. Уметь самостоятельно воспроизводить простейшие интонации, звукоподражания. Среднего дошкольного возраста (4-5 лет): 1. Знать музыкальные инструменты такие, как бубен, колокольчик, косточки, металлофон, ксилофон, ложки, трещотки, треугольник. 2. Знать способы звукоизвлечения на данных инструментах. 3. Уметь воспроизводить равномерный ритм, «ритм суммирования» и других элементарных ритмов. 4. Уметь самостоятельно выбрать инструменты в зависимости от тембровых окрасок пьесы; 5. Уметь играть в ансамбле. Старшего дошкольного возраста (5-6 лет): 8 1. Играя в ансамбле, слушать и слышать друг друга. 2. Подбирать простейшие мелодические обороты на фортепиано или металлофоне. 3. Точно передавать ритмический рисунок мелодии. 4. Узнавать тембр инструментов различных групп. Подготовительного к школе возраста (6-7лет): 1. Исполнять различные ритмические рисунки на ударных инструментах по партиям (равномерную ритмическую пульсацию, синкопированный ритм, ритм «суммирования» «дробления»). 2. Правильно извлекать звук на различных детских музыкальных инструментах (разным способами). 3. Выразительно и точно исполнять оркестровые партии на различных звуковысотных инструментах (металлофоне, ксилофоне, аккордеоне). 4. Иметь представление о подборе мелодии по слуху. 5. Играть в однородных и смешанных ансамблях и оркестрах. 6. Импровизировать на детских 9 музыкальных инструментах. II. Содержательный раздел Календарный учебный график Содержание Количество возрастных групп Начало учебного года Адаптационный период Окончание учебного года Летне-оздоровительный период Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Время проведения НОД Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю Регламентированный ОП, половина дня Сроки проведения мониторинга педагогических условий Праздничные дни 1 мл.гр. 2-3 года 1 01.09.2021 г. С 01.09.2021 г. по 30.11.2021 г. 31 мая 2022 г. 37 недели 5 дней 8-10 минут 90 минут Первая, вторая половина дня 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 2 мл.гр. 3-4 года 2 01.09.2021 г. - Средняя гр. 4-5 лет 2 01.09.2021 г. - Старшая гр. 5-6 лет 2 01.09.2021 г. - 31 мая 2022 г. 31 мая 2022 г. 31 мая 2022 г. С 01.06.2022 г. по 31.08.2022 г. 37 недели 37 недели 37 недели 5 дней 5 дней 5 дней 15 минут 20 минут 20-25 минут 2 часа 45 минут 4 часа 6 часов (165 минут) (240 минут) (375 минут) Первая половина Первая половина дня дня 20.09.2021 г. 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 31.05.2022 г. Первая, вторая половина дня 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. Подготов.гр. 6-7 лет 3 01.09.2021 г. 31 мая 2022 г. 37 недели 5 дней 30 минут 8 ч 30 мин (510 минут) Первая, вторая половина дня 20.09.2021 г. 4.10.2021 г. 16.05.2022 г. – 31.05.2022 г. 4-7 ноября, 31-09 января, 23 февраля, 5-8 марта, 30 апреля по 03 мая, 07-09 мая *В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6). 2.2. Условия реализации программы Информационное обеспечение, кадровое обеспечение, требования к квалификации педагога, реализующего Программу, высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. 2.3. Оценочные материалы Программа включает в себя диагностическое направление. В нее включены известные методики О.П. Радыновой «Диагностика музыкальных способностей детей», которая используется применительно к детям младшего возраста и К. В. Тарасовой «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста», которая используется в работе с детьми со среднего дошкольного возраста. Обе методики позволяют полноценно проанализировать весь комплекс развития музыкальных способностей у детей, как общие сенсорные способности, чувство музыкального динамический слух, ритма, звуковысотный гармонический слух, а слух, тембровый слух, также интеллектуальные музыкальные способности, такие, как мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного (творческого компонента). Оценочные мероприятия проводятся 2 раза в год в декабре и в мае. III. Организационный раздел 3.1. Методические материалы Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.). Формы организации: образовательного индивидуально-групповая и групповая. 11 процесса: индивидуальная, Формы организации образовательного процесса: беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, праздник, практическое занятие, презентация, спектакль, студия, творческая мастерская и пр. Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология решения изобретательских, задач, здоровьесберегающая технология и др. 3.2. Рабочие программы курсов (модулей) Первая младшая группа (2-3года) Знакомство с музыкальными инструментами необходимо начинать с первой младшей группы. Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое, низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано), динамике ( тихогромко); знать и различать звучание бубна, погремушки, колокольчика, знать как извлекать из этих инструментов звук простым способом. Коллективное исполнение сочетается с индивидуальным, побуждая детей выполнять задания небольшой группой или по одному. Не все дети сразу включаются в игру, наряду с активными детьми, присутствуют пассивные наблюдатели, поэтому внимание дифференцированному подходу. Сначала предлагается выполнить упражнение группой, затем индивидуально, если малыш затрудняется, то воспитатель помогает ему. Задачи: 1. Побуждать интерес к различным музыкальным игрушкам, побуждать к освоению новой музыкальной деятельности. 12 2. Проводить работу по обследованию детьми музыкального инструмента, знакомству со способами звукоизвлечения, звучанием различных регистров, в соответствии с характером музыкальных образов. 3. Знакомить детей с шумовыми ударными инструментами, техникой игры на них (бубны, колокольчики, деревянные палочки). 4. Учить различать звучание инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, дудочка) 5. Учить детей бережно относится к музыкальным инструментам, аккуратно брать, класть, ударять. 6. Побуждать к игре на детских музыкальных инструментах в ансамбле ударных шумовых инструментов, опираясь на восприятие динамики, регистра, характера музыкального произведения. 7. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских музыкальных инструментах. В программно – тематический план на год входят музыкальные произведения для ансамбля детских музыкальных инструментах, музыкальные игры и упражнения на развитие слуха, чувства ритма. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут. Календарно-тематическое планирование Месяц Программное содержание сентябрь «Колокольчик» слова Е.Макшанцевой Задачи -Знакомство с ударным, звенящим музыкальным инструментом колокольчик, его звучанием, способом игры на нём; -формирование умения бережно брать и класть музыкальные инструменты; -активное подыгрывание на колокольчике. 13 Музыкальные инструменты Кол-во часов Колокольчик в руках у взрослого, затем у детей 4 октябрь «Тихие и громкие звоночки» муз. Рустамова декабрь ноябрь «Игра с погремушками» муз. Лазаренко, сл. Высотской «Паровоз» Метлова «Бубен» (р.н.м.) слова Е.Макшанцевой «Игра с погремушкой» муз. Филиппенко «Бубен» Фрида январь муз. муз. «Стукалка» (укр. н.м.) -учить воспроизводить звуки на колокольчике в соответствии с динамикой (тихо-громко); -совместная игра со взрослым в оркестре; - исполнение игры на «осеннем празднике». - знакомство с ударным инструментом погремушка, способами игры на нём (звенеть, стучать по ладошке); - учить детей играть на погремушке разными способами; -исполнять звукоподражания движения колёс поезда на погремушках; -знакомство с музыкальной игрушкой свистулька. -знакомство с ударным инструментом бубен, его звучанием, способом игры на нём; -учить исполнять звуки на погремушках в соответствии с характером; -использование игры на новогоднем празднике. - учить ударять по бубну, в соответствии с ритмом и характером музыки; -знакомить с 2-частной произведения; -учить двигаться в соответствии со сменой частей; -учить воспроизводить равномерный ритм; -согласовывать изменения в игре на бубне в соответствии с разными темпами частей произведения. 14 Колокольчик в руках у детей 4 Погремушки в 4 руках у взрослого, затем у детей. Бубны 4 Погремушки Бубны 4 февраль март «Пляска флажками» муз. Т. Кузнец июнь -двигаться в соответствии с изменениями характера музыки, играя на погремушках; с -знакомство с музыкальными деревянными ложками, знакомство со способом игры на них. «Марш» муз. -знакомство с инструментом Тиличеевой барабан; «Угадай-ка»: -учить двигаться под звуки барабан, барабана, в исполнении колокольчик, взрослого; деревянные -учить индивидуально, ложки, бубен извлекать звуки из барабана; - учить различать тембр «Хохломские разных шумовых и ударных ложки» инструментов. «На чём я играю» -знакомство с музыкальным инструментом дудочка; «Наши ручки» муз -играть на музыкальных Ф. Шуберта ложках равномерный ритм; - менять способ игры на ложках в соответствии с 2хчастной формой произведения. Погремушки 4 Музыкальные деревянные ложки 4 Дудочка 4 Музыкальные деревянные ложки «Неделька» (р.н.м.) - учить различать разные Колокольчики, регистры на слух; бубны. -играть в оркестре из 2партий (колокольчики высокий регистр, бубнынизкий регистр). 4 «Тише мыши» -знакомство с инструментом музыкальные деревянные палочки; -менять способы игры на палочках; -развивать мелкую моторику. 4 май апрель «Погремушки» муз. М.Раухвергера всего 40 ч Младший дошкольный возраста (3-4года) В младшем дошкольном возрасте закрепляются знания детей о музыкальных игрушках, инструментах, детей продолжают знакомить с металлофоном, треугольником и др. инструментами. На занятиях необходимы 15 творческие индивидуальные задания с использованием знакомых инструментов, Лучшей формой приобщения детей к совместному коллективному музицированию на ранних этапах развития музыкальности является игра в детском ударном оркестре. В ней реализуются музыкальные и элементарные исполнительские возможности, независимо от степени их одарённости. В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные способности – чувство ритма, музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки –это одновременно и форма анализа. В результате многолетнего экспериментального исследования была доказана возможность и необходимость обучения детей в детском саду игре на музыкальных инструментах. Игра по слуху – не только эффективный метод развития музыкального слуха и развития музыкальности в целом, но и продуктивный («единственно продуктивный» - М.А.Трубникова) путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестре. Основными условиями становления деятельности подбора мелодии по слуху являются: предварительное накопление детьми необходимых музыкально-слуховых представлений; индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном звуковысотном музыкальном инструменте, а затем – перенос приобретенных способов действий на другие инструменты. Именно накопление музыкально-слуховых представлений происходит на данном этапе обучения (во второй младшей группе). Помимо этого, с детьми начинается работа, в основном индивидуальная, на основном этапе подбора мелодий по слуху. Основной этап подбора мелодий по слуху проходит 3 ступени (М.А. Трубникова): ориентировочно-тембровую, ритмическую и мелодическую. Дети 4-го года без труда преодолевают первую ступень, знакомясь со звучанием музыкального инструмента на фронтальных и индивидуальных занятиях. В дальнейшем нужно познакомить со способами правильной постановки руки, художественно – выразительным исполнением, объяснить детям, что инструмент не любит, когда с ним грубо обращаются, и отвечает на сильный удар резким, неприятным, пронзительно-громким звуком. 16 Эта ступень (ориентировочно-тембровая) требует примерно 15-20 занятий. Многое зависит от степени интереса детей, индивидуальных показателей музыкальности. Материал следует усложнять постепенно. На этой ступени можно использовать следующие методические приемы: повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний – «игра с рук», сначала с открытой клавиатурой, а затем – с закрытой; «музыкальное эхо» - нахождение по слуху отдельных звуков, сыгранных педагогом; дидактические игры («Кто в домике живет», «Пение птиц», «Музыкальный зоопарк»). Ориентировочно-тембровая ступень предполагает такую форму занятий, в котором бы сочетались бы пение, художественное слово, рассматривание иллюстраций, музыкально-дидактическую игру, подбор мелодических звукоподражаний на музыкальном инструменте. Это активизирует детей, естественно и легко вводит их в деятельность подбора по слуху. Задачи: 1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на различные музыкальные картинки, побуждать к освоению новой музыкальной деятельности 2. Проводить работу по обследованию детьми музыкального инструмента, знакомству со способами звукоизвлечения, звучанием различных регистров, в соответствии с характером музыкальных образов. 3. Учить детей воспроизводить простейшие звукоподражания, интонации, нужные тембры в зависимости от музыкального образа 4. Развивать тембровый, звуковысотный компоненты музыкального слуха и чувство ритма. 5. Продолжать знакомить детей с шумовыми ударными инструментами, техникой игры на них (бубны, колокольчики, деревянные палочки). 6. Учить детей бережно относится к музыкальным инструментам, аккуратно брать, класть, ударять 17 7. Учить детей играть в ансамбле ударных шумовых инструментов несложную форму (двухчастную), опираясь на восприятие динамики, регистра, характера музыкального произведения. В программно – тематический план на год входят 4 музыкальных произведения для ансамбля детских музыкальных инструментах, музыкальные игры и упражнения на развитие чувства ритма, ансамбля, творчества детей 3-4 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут. Календарно-тематическое планирование Месяц Программное содержание сентябрь «Жучка» м.Н.Кукловской сл. С.Федорченко «Машина» м. Попатенко сл.. Найденовой «Дождик» рус.нар.песня в обр. Попатенко «Клоун» сл.Е.Благининой октябрь «Неваляшки» «Строим дом» сл. И муз. Е.Попляновой Задачи Музыкальные Колинструменты во часов 4 -Побуждать детей к звукоподражанию Фортепиано в пении игре на музыкальном Детские инструменте, не ограничивая музыкальные диапазон; инструменты -воспроизведение ритма на выбор равномерными четвертями; -познакомить детей с ритмом суммирования; -знакомство с новым инструментом, треугольником, его звучанием способом игры на нём; -воспроизведение равномерного ритма; -игра в ансамбле однородных инструментов. -Организовать опробующие Фортепиано 4 ориентировочные действия, подчеркивая –на «высоких» или «низких» звуках играл клоун, звенели неваляшки (ритм ребенок исполняет свободно); - исполнение ритма суммирования на музыкальных деревянных палочках; -совместная игра детей в общем Музыкальные ансамбле. деревянные палочки 18 ноябрь «Соловейко» сл. Г.Бойко декабрь «Топтоп, топает малыш» «Барабанщик» м. М.Красева, сл.Чарной М, Найдженовой Н. январь «Все мы музыканты» Муз. Тиличеевой «Помирились» сл.Е. Макшанцевой м.А.Филиппенко «Ах, вы сени » рус.нар.мелод март февраль «Лошадка» сл. Черницкой «clop danc» Музыкальнодидактическая игра «Птица иптенчики» Е. Тиличеевой «Пляска котят» муз. В. Герчика к сказке С. Михалкова - Учить детей воспроизводить хлопками и на музыкальном инструменте ритм суммирования; - исполнять звукоподражания от разных звуков, транспонируя («соловей выше полетел, тоньше запел»); - овладение разными способами игры на музыкальных деревянных палочках. 4 - Учить на музыкальном инструменте эталоны быстрого, медленного, умеренного темпа, различных ритмических остинатных блоков в двухдольных размерах; - закладывать первоначальные предпосылки инструментального творчества; - учить исполнять в оркестре с разными партиями. Погремушки( маракасы), барабаны, колокольчик 4 - Учить детей различать регистры; - самостоятельно находить высокие и низкие интонации в соответствии с музыкальными образами и регистром; - побуждать детей к простейшей импровизации; - воспроизведение равномерного ритма; - поочерёдная игра двух групп детей, согласованная с тембровым изменением в музыке. Бубны, ложки 4 - Познакомить с эталонами быстрого, среднего и медленными темпами; - исполнение в ансамбле шумовых инструментов, в соответствии с 2хчастной формой (1-ая часть-бубныравномерный ритм, 2-ая часть треугольники- ритм суссмирования). -Различать высокие и низкие звуки; -воспроизведение равномерного ритма. (бубны-четвертные длительности, ложки- восьмые); -поочерёдная игра 2-х групп детей, согласно регистровым изменениям в музыке. Бубны и треугольники 19 4 4 Бубны, ложки июнь 4 Ложки, колокольчик, бубны «Утро в деревне» сл. Александровой - Активизировать творческую активность; - подбирать в соответствии с регистром (высокий, средний, низкий) интонацию животных. Различные детские шумовые, ударные инструменты «Гвоздь и молоток», «Весёлая лягушка», « Мальчики и девочки» сл. и муз .Е. Попляновой - Овладение разными способами игры на музыкальных деревянных палочках; -организовать опробующие ориентировочные действия по исследованию способов звукоизвлечния на музыкальных деревянных палочках; -активизировать творческую активность. Музыкальные 4 деревянные палочки май апрель «Песенка про имя» - Воспроизводить ритм имени И. Каплунова, И. звучащими жестами или на знакомом Новоскольцева музыкальном инструменте; - исполнение в оркестре детских фрагмент из балета музыкальных инструментов; «Лебединое озеро» - учить слышать смену частей; муз. П.И. - поочерёдное исполнение 3-х партий, Чайковского в соответствии со сменой характера музыки. 4 Всего 40ч. Средний дошкольный возраст В среднем дошкольном возрасте дети продолжают играть в оркестре на ударных инструментах и начинают овладевать звуковысотными. В ударном оркестре формируются, главным образом, тембровый слух и чувство ритма. В игре на звуковысотных инструментах развивается звуковысотный слух. На 5-м году жизни дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен, приемы игры на различных ударных инструментах, а также звуковысотных. А вот овладеть ритмическим и звуковысотным движением в единстве им пока сложно. Это обусловило выделение ритмической ступени становления игры по слуху как специальную. Для этого используется совместная игра ребенка и взрослого (игровое четырехручие); исполнение песен и потешек, построенных на одном звуке; игра в ударном оркестре. 20 Главная задача в среднем дошкольном возрасте – научить всех детей воспроизводить равномерный ритм, «ритм суммирования», др. «простейших» элементарные ритмов. В работе над тембровым слухом вводятся задания на самостоятельный выбор детьми музыкальных инструментов в зависимости от тембровых особенностей пьесы. Делаются первые шаги в подборе мелодии: дети подбирают яркие мелодические ходы (зов кукушки, сигнал трубы). Ритмическая ступень характеризуется воспроизведением темпа, метра, ритмического рисунка мелодии, переносом освоенных способов действий на различные ударные и звуковысотные детские музыкальные инструменты, являющиеся показателям обобщенности сформированных действий. В программно – тематический план на год входят музыкальные произведения для ансамбля детских музыкальных инструментах, музыкальные игры и упражнения на развитие чувства ритма, ансамбля, творчества детей 45лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Задачи: 1. Продолжить работу по развитию у детей системы музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха и чувства ритма. 2. Знакомить детей с тембрами различных музыкальных инструментов и способами звукоизвлечения. 3. Развивать чувство ансамбля, интерес к игре на различных ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах. 4. Осваивать навыки совместного музицирования в игровом четырехручии: соблюдать общую динамику, темп, своевременно начинать и заканчивать игру. 5. Развивать слуховой самоконтроль, умение анализировать свою игру и игру товарищей. 6. Направлять работу на организацию сенсорно-интеллектуальных, познавательных действий с целью формирования дифференцированного слышания музыки. Календарно-тематическое планирование 21 сентябрь Месяц Программное содержание Задачи «Андрейворобей» рус. нар. попевка -Учить детей точно передавать в игре ритмический рисунок попевки, построенный на чередовании восьмых и четвертей; -учить правильно держать молоточек; -узнать на слух «зов кукушки»; -подобрать на фортепиано, на металлофоне малую терцию. -Учить различать и передавать поступенное движение мелодии вверх и вниз; -играть на металлофоне; -учить играть в оркестре, состоящем из 2-х партий (бубны, треугольники); -воспроизводить равномерный ритм и ритм суммирования. Музыкальные деревянные палочки металлофон 2 Металлофон 4 -Самостоятельно выбрать инструмент в зависимости от тембральных красок пьесы; -правильно воспроизвести ритм суммирования; -учать играть в оркестре по партиям; -исполенение произведения на новогоднем празднике. По выбору детей -Самостоятельно выбирать ударные инструменты; -воспроизводить равномерный ритм, не нарушая общего характера общего музыкального образа; -игровое четырёхручие. По выбору 4 детей: -фортепиано, металлофон «Жук и бабочки» игра с палочками «Кукушка» рус. нар. песня октябрь «Лесенка» муз. Е.Тиличеевой «Латвийская полька» обработка М. Раухвергера декабрь ноябрь Шостакович «Шарманка» « Вальс-шутка» Д. Шостакович «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский «Колыбельная»му з. Раухвергера 22 Музыкальные инструменты Кол-во часов Бубны, треугольники 4 Колокольчикитр еугольники металлофоны, деревянные коробочки -Уметь самостоятельно выбирать музыкальные инструменты, в соответствии с характером произведения; -играть в оркестре по партиям; -учиться передавать соответствующую динамику. « Менуэт» муз. Моцарта -Играть по партиям в Металлофоны оркестре; маракасы, -учиться во время вступать и треугольники, заканчивать свою партию; бубны -исполнение на концерте для мам. февраль январь «Полюшко-поле» муз. Книпера июнь май апрель март «Бодрость» -Учить играть в оркестре; -синхронно начинать и заканчивать свою партию; -передавать бодрый характер произведения; -учиться бережно относиться к инструментам. «Песенка о -Уметь исполнять мелодию на лесенке» одной ступени, на соседних Муз. Беляева ступенях, через ступень; «Полька» из -учить подбирать звучащие спектакля предметы из домашнего «Котята-поварята» обихода. муз. Тиличеевой «Эхо» -игра -Учить повторять интонации «Месяц май»муз. образцы: терция, секунда, Тиличеевой кварта. -играть попевку на металлофоне. «Наш котёнок» сл. -Учить подбирать интонацию К. Терзян секунды большой от звука «ля» на металлофоне; «Итальянская -активизировать творческую полька» муз. активность; Рахманинова -учить импровизировать на различных шумовых инструментах. По выбору 4 детей: -деревянные музыкальные палочки, бубны, колокольчики. 4 Барабаны, 4 деревянные музыкальные палочки, бубны, треугольники Инструменты, имеющие звукоряд. 4 Металлофон, ф-но 4 Металлофон 4 треугольника, бубны всего 40 ч. 23 Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Главной задачей занятий оркестром в этой возрастной группе становится развитие и становление мелодической ступени деятельности подбора музыки по слуху. В то же время продолжается работа над развитием тембрового и динамического слуха и чувства ритма. Дети овладевают все более сложными ритмическими структурами в различных по характеру музыкальных произведениях. На ударных детских музыкальных инструментах дети передают пульс, акцент, сильные и слабые доли, ритмический и остинатный рисунок, ритмоформулы, переклички, отдельные реплики. В результате занятий у детей должно формироваться чувство лада, ритма, ансамбля. Музыкальные занятия подчинены также задачам общего психического развития и общекультурного воспитания дошкольников. Это развитие внимания, воображения, памяти, мышления, коммуникативных способностей детей и т.д. Задачи: 1. Подводить детей к дифференцированному восприятию высоты звуков, формированию чувства тоники, устоя и неустоя звуков, чувства лада. 2. Закреплять у детей навыки совместной игры ансамблями и оркестром детских музыкальных инструментов по слуху. 3. Продолжать с детьми работу по освоению различных групп детских музыкальных инструментов, прививать интерес к ним. 4. Развивать мелодический слух и весь комплекс музыкальных способностей в процессе подбора мелодий на различных детских музыкальных инструментах 5. Развивать творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах В программно – тематический план на год входят 4 музыкальных произведения для ансамбля детских музыкальных инструментах, музыкальные игры и упражнения на развитие чувства ритма, ансамбля, творчества детей 5 –6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. 24 Календарно-тематическое планирование Месяц Программное содержание Задачи Терцовый эталон, трихорды «Колыбельная», Тиличеева - Упражнять в звукоизвлечении при игре на металлофоне; -упражнять в подборе терции малой, её чистом интонировании; -учить играть ровный ритмический рисунок; -учить играть песнку-загадку по фразам вместе с педагогом (ребёнок эталон-педагог движение по трихорду); -учить импровизировать, используя эталонные мелодические обороты; -учить легко исполнять партию металлофонов, точно вступая из-за такта, играть в ансамбле; -совершенствовать навык игры в оркестре из нескольких партий; -передавать динамические изменения, согласно муз. произведения; -развивать внимание, умение выполнять задание по жесту; -термины «Форте», «пиано», «Дирижёр», «соло»; -музыкальное творчество; -услышать устойчивые звуки и их исполнить. Сентябрь-октябрь «Кап-кап» рум. нар. песня обр. Попатенко Играем в оркестре «Каприччио» В. Гаврилин игра-«Дирижёр», Каплунов, Нововскольцева «Ёж» В. Калистратов 25 Музыкальные инструменты Кол-во часов 6 Металлофоны, фортепиано бубны, треугольники, металлофоны) Январь-февраль Ноябрь-декабрь Терцовый эталон, трихорды «Кукушка», М. Красева -Воспроизводить нисходящую большую терцию, на звуковысотных инструментах; -подбирать зов кукушки от разных звуков; -совершенствовать навык игры на звуковысотных инструментах; Играем в оркестре -закреплять представление о «На прекрасном жанре «вальс»; голубом Дунае», -формировать представление о Штраус слаженной игре в ансамбле; -воспитывать музыкальную культуру детей; -подбирать инструменты для оркестровки в соответствии с выразительными и изобразительными возможностями инструментов; -учить импровизировать на «Художник» муз. фортепиано, используя эталон. М. Михайлова мелод. обороты. Терцовый эталон, -Осваивать поступенное трихорды движение вверх и вниз внутри «У кота воркота» трихорда; обр. Левкодимова -учиться играть в унисон в «Мишке спать однородных ансамблях; пора», Г. -учить синхронно играть в Гриневич партии однородных Играем в оркестре инструментов; «Часики», С. - ритм остинато; Фольвензон -импровизация на заданную «Чепуховая тему, подбор по слуху. считалка», Т.Тютюнникова 26 8 Металлофон, треугольники, колокольчики, бубны, муз. тарелка Металлофон, ф- 8 но Муз. деревянные палочки, треугольники, бубны, металлофоны Март- апрель май июнь Мажорный пентаход «Лесенка», Е. Тиличеевой, Играем в оркестре «Светит месяц» вариации на тему рус.нар.мелод. - Учить детей играть эталонное мелодическое построение, основанное на поступенном движении в пределах квинты; -совершенствовать навык игры на музыкальных инструментах; -знакомить с формой муз. произведения «вариации» - учить играть остинатный ритм на звуковысотном инструменте, используя обе руки; -учить играть разными способами на деревянных ложках, трещотках; - развивать чувство ритма, тембральный слух, мелодический слух; -отрабатывать навык совместной игры в оборотных партиях. -Учить выделять поступенное движение в песне, разнообразный ритм; с -развитие мелкой моторики; -импровизация, развитие чувства метра. «Котик бурый» польск. песня в обр. Пьянкова «Игры палочками» Каплунова, Нововоскольцева «Шуточка» муз. В. -Расширять возможности Селиванова способов звукоизвлечения, учить использовать в качестве инструментов подручный материал; -развивать ритмический слух; «Молоточки» -осваивать способ игры на металлофоне; -развивать мелодический слух. Металлофон, ф- 8 но Металлофон, треугольники, трещотки, ксилофон, деревянные ложки. Металлофон 4 Фантики от 4 конфет, банечки из - под йогурта металлофон Всего 40 ч. Подготовительная к школе группа (6-7 лет) На седьмом году жизни, при условии систематической работы в предыдущих возрастных группах, дети достаточно хорошо проявляют себя в элементарном музицировании. Их интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Они чувствуют себя уверенно в коллективном исполнении музыкальных произведений. Однако работа над мелодической ступенью подбора по слуху продолжается. Теперь они могут подобрать по слуху развёрнутую мелодию. Но необходимо 27 постоянно возвращаться и к ритмической ступени подбора по слуху, поскольку дети продолжают осваивать ударные инструменты, играют в однородных и смешанных ансамблях, оркестрах. Дети подготовительной группы могут ярко проявить себя и в импровизации на детских музыкальных инструментах, более выраженной становится потребность в музыкальном творчестве. Главной, остаётся задача выразительного исполнения детьми музыки, все остальные музыкальные задачи подчинены ей и являются средством её решения. Задачи: 1. Дальнейшее развитие у детей всей системы музыкальных способностей. 2. Продолжение формирования мелодической ступени деятельности подбора по слуху. 3. Закрепление у детей навыков совместной игры в ансамблях и оркестре детских музыкальных инструментов. 4. Выразительное исполнение детьми музыкальных произведений в детском оркестре. 5. Развивать творческую активность детей в импровизации на детских музыкальных инструментах. В программно – тематический план на год входят 4 музыкальных произведения для ансамбля детских музыкальных инструментах, музыкальные игры и упражнения на развитие чувства ритма, ансамбля, творчества детей 67лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Календарно-тематическое планирование Месяц Программное содержание Задачи 28 Музыкальные инструменты Кол-во часов Сентябрь-октябрь Мажорный тетрахорд «Две тетери» рус.нар.пес.в обр. Агафонникова Играем в оркестре «Вариации на темы русских народных мелодий» обр. М. Раухвергера «Ты откуда облако?», Г. Левкодимов Ноябрь-декабрь Мажорная гамма «Высокая лестница», Тиличеева Играем в оркестре «Вальс петушков», И. Стриборг «Метелица» р.н.м. обр. Арсеева -Разучить песенку; -подобрать на фортепиано вторую фразу- поступенное движение четвертными длительностями по восходящему мажорному тетерахорду; -учить играть по партиям в оркестре; - учить исполнять двухголосные партии; -учить исполнять произведение изменяя темп (замедляя или ускоряя); -учить играть на металлофоне, ксилофоне двумя руками; -учить играть на аккордеоне; -совершенствовать игру на других муз инструментах; -вырабатывать у детей чувство тоники; -учить импровизировать, используя эталонные мелодические обороты. -Освоение песни-эталона, построенной на поступенном движении по звукам мажорной гаммы, с равномерной пульсацией ритмическими долями; -учить играть гамму разными ритмическими долями; -уметь вступить вовремя, играя в оркестре, не опережая, не опаздывая; -уметь правильно передавать ровный ритм и пунктирный, играя на инструментах; -освоить приём глиссандо; -выразительно исполнять музыку; -побуждать к инструментальному творчеству, ритмическим и мелодическим импровизациям. 29 6 Металлофоны, ф-но Металлофон, аккордеон, треугольники, ксилофоны, бубны. 8 Металлофон, треугольники, ксилофон, аккордеон, маракасы. «Гамма», Т. Корганов Январь-февраль Играем в оркестре «Колыбельная» Свиридов Инструментальное творчество «Ножки у Антошки» Март- апрель-май «Журчат ручьи» И. Дунаевский, Играем в оркестре «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», Г. Свиридов (фортепианное изложение) июнь «Как у деда Ермолая», «Хрюпельсин и хрюмидор» сл. П. Синявского -Играть гамму в ритме вальса; -подобрать мелодию на различных звуковысотных инструментах; -учить вступать поочерёдно разные партии; -учиться исполнять правильно трёхдольный размер, не забегая вперёд, не отставая; -воспроизводить предлагаемую динамику и темп; -подбирать самостоятельно инструменты и ритм для исполнения произведения. Металлофон, ф-но -Играть в унисон; -передавать правильный ритм; -вступать синхронно всей партией; -иметь навык игры в ансамбле; -формировать музыкальный вкус; -передавать разнообразие динамики; -испытывать радость от общего дела; -развивать мелодический слух, ритмический слух, тембральный слух. Металлофон, маракас, бубенцы, треугольник. - Развивать координацию между действием и звуком; -учить слышать количество долей в такте; -развивать творческую активность; -учить выбирать тембр инструмента для эмоционального окрашивания произведения; - учить исполнять остинато. 8 треугольники, аккордеоны, металлофоны, ксилофоны, фно группа ударных инструм. 11 Металлофон, треугольник, аккордеон, маракас, музыкальная тарелка Маракасы из 4 киндера яиц; Металлофон, барабан, палочки, маракас, кубаса. Всего 40ч. 30 Список литературы 1. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей». -Санкт-Петербург «Композитор», 2005г. 2. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». Пособие для студентовпедагогических институтов. Музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. -М. «Просвещение» «Владос», 1994г. 3. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. - Издательство «Музыка», Ленинград, 1970г. 4. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. Рубан Т.Г. Хрестоматия к программе «Гармония» (6-ой год жизни), ч.1, ч.2. - М., 2008г. 5. Тарасова К.В., Трубникова М.А. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Игра на детских музыкальных инструментах». М., 2006г. 6. Тарасова К.В., Кукзьмин В.Е., Исаева И.Е. «Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста». М., 1994г. 7. Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов. М., 2002г. 8. Трубникова М.А. «Играем в оркестре». Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников игре по слуху. - М.,1994г. 31