26. Положение о системе наставничестве педагогических работников

социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
 принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
 принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
 принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий
и механизмов наставничества;
 принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории
развития;
 принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях
плана реализации персонализированной программы наставничества принимает
руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии
обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организациии
замены их отсутствия.
Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды
наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
Задачи системы наставничества педагогических работников:
 содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
 оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных
систем
научно-методического
сопровождения
педагогических
работников
и
управленческих кадров;
 содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
 способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм
наставничества;
 содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в
том числе молодых/начинающих педагогов;
 оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с
традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;

 обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество;
 ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в
соответствии с замещаемой должностью;
 содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении
которых
осуществляется
наставничество,
соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
 знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень.
2.1. В МАДОУ применяются разнообразные формы наставничества («педагог
– педагог», «руководитель образовательной организации – педагог» и другие) по
отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества
выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества
педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и
имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде,
так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых)с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими
проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать
и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе
информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог – педагог» – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «педагогпрофессионал – педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог»
способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательной организации учитель», нацеленную
на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов
руководителем образовательной организации посредством создания необходимых
организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических
условий и ресурсов.
2. Организация системы наставничества
2.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя МАДОУ
«Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации».
2.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом руководителя МАДОУ.
2.3. Руководитель МАДОУ:
 осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
 издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)

системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации4
 утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
 утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в МАДОУ;
 издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
 способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах
по проблемам наставничества и т.п.);
 способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших
практик наставничества педагогических работников.
2.4. Куратор реализации программ наставничества:
 назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей
руководителя;
 своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить
в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
 предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава
школьного методического объединения наставников для утверждения
(при
необходимости его создания);
 разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в МАДОУ;
 совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых в том числе в цифровом формате с использованием
ресурсов Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы,
социальных сетей;
 формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного
и эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и
системным администратором;
 осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
 организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе
на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других
образовательных организаций;
 курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
 организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
 осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в
различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических
работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы
наставничества,
реализации
персонализированных
программ
наставничества
педагогических работников;
 фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ

наставничества в формах статистического наблюдения.
3. Права и обязанности наставника
3.1. Права наставника:
 привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
 знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
 обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
 осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
3.2. Обязанности наставника:
 руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
 находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные
кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический
(педагогический) совет и пр.);
 осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального
кругозора, в т.ч. и на личном примере;
 создавать условия для созидания и научного поиска творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
 содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных
конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
4. Права и обязанности наставляемого
4.1. Права наставляемого:
 систематически повышать свой профессиональный уровень;

 участвовать

в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
 обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
 вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
 обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством
озамене наставника.
4.2. Обязанности наставляемого:
 изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность
в сфере наставничества педагогических работников;
 реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в

установленные сроки;
 соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
 знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией,
основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
 выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
 совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
 устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
 проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
 учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5. Завершение персонализированной программы наставничества
5.1.
Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
 завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
 по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
 по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
5.2.
Изменение
сроков
реализации
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников. По обоюдному согласию наставника и
наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление срока реализации
персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания
(например, плана мероприятий, формы наставничества).
6. Завершение персонализированной программы наставничества
6.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
 завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
 по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
 по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
6.2. Изменение
сроков
реализации
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества
или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
МАДОУ и действует бессрочно.
7.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.

Приложение 1.

№
1.

2.

3.

4.

Примерная дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации
Наименование
Содержание деятельности и примерный план
этапа
мероприятий
Подготовка условий
Подготовка и принятие локальных
для реализации
нормативных
правовых
актов
системы
образовательной организации:
наставничества
–
приказ «Об утверждении положения о
системе
наставничества
педагогических
работников в образовательной организации»
Приложение 1 – Дорожная карта (план
мероприятий) по реализации Положения о
системе
наставничества
педагогических
работников в МАДОУ).
–
приказ(ы) о закреплении наставнических
пар/групп с письменного согласия их
участников
на
возложение
на
них
дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью.
–
подготовка
персонализированных
программ наставничества – при наличии в
организации наставляемых.
Формирование банка
1) Сбор информации о
наставляемых
профессиональных запросах
педагогов.
2) Формирование банка данных
наставляемых, обеспечение согласий на
сбор и обработку персональных
данных.
Формирование банка
1) Проведение анкетирования среди
наставников
потенциальных наставников в
образовательной организации, желающих
принять участие в персонализированных
программах наставничества.
2) Формирование банка данных
наставников, обеспечение согласий на сбор
иобработку персональных данных.
1) Анализ банка наставников и выбор,
Отбор и обучение
подходящих для конкретной
персонализированной программы
наставничества педагога/группы педагогов.
2) Обучение наставников для работы с
наставляемыми:
подготовка методических
материалов для
сопровождения
наставнической деятельности;
3) проведение консультаций, организация
обмена опытом среди наставников –

5.

Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар/групп

6.

Завершение
персонализированных
программ
наставничества

7.

Информационная
поддержка системы
наставничества

«установочные сессии» наставников.
1) Формирование наставнических пар/групп.
2) Разработка персонализированных программ
наставничества для каждой пары/группы.
3) Организация психолого-педагогической
поддержки сопровождения наставляемых, не
сформировавших пару или группу
(при необходимости), продолжение поиска
наставника/наставников.
1) Проведение мониторинга качества
реализации персонализированных программ
наставничества (анкетирование);
2) Проведение конференции или семинара.
3) Проведение итогового мероприятия
(круглого стола) по выявлению
лучшихпрактик наставничества;
пополнение методической копилки
педагогическихпрактик
наставничества.
Освещение мероприятий Дорожной карты
осуществляется на всех этапах на сайте
МАДОУ и социальных сетях, по возможности
на муниципальном и региональном
уровнях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».