21. Положение о самообследовании

1

1.8. Размещение отчета на официальном сайте Центра в сети «Интернет» - www.sad550.ru ,
и направление ею Учредителю осуществляется не позднее 1 сентября текущего года,
отчет подписывается заведующим Центра и заверяется печатью.
2.ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА РАБОТ
ПО САМООБСЛЕДОВАНИЮ ЦЕНТРА
2.1. Заведующий Центра издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и
составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
2.2. Представителем Комиссии является заведующий Центра, заместителем представителя
Комиссии является заместитель заведующего по финансово-экономическим вопросам.
2.3. Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
 представители коллегиальных органов управления Центра – Наблюдательного
совета Центра и Педагогического совета Центра;
 при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4. При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит
организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:



рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Центра,
подлежащее изучению и оценке в процессе самообследования;
 уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
 председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даётся развёрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования,
о месте (ах) и времени предоставления членами Комиссии необходимых
документов и материалов для проведения самообследования, о контактных лицах;
 определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
Комиссии результатов самообследования.
2.5. Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
 порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Центра в ходе
самообследования;
 ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее
оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при
проведении самообследования;
 ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования Центра в
виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности Центра, подлежащего самообследованию.
2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
2.6.1. Проведение оценки:
 организации образовательной деятельности,
 системы управления Центра,
 содержания и качества подготовки воспитанников,
 организации образовательного процесса,
 качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
 функционирования внутренней системы оценки качества образования;
 медицинского обеспечения дошкольного образовательного учреждения, системы
охраны здоровья воспитанников;
 организации питания.
2

2.6.2. Анализ показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения,
подлежащего
самообследованию,
устанавливаемых
федеральным
органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ В ЦЕНТРЕ
3.1. Организация самообследования в Центре осуществляется в соответствии с планом по
его проведению, принимаемой решением Комиссии.
3.2. При проведении самообследования даётся развёрнутая характеристика и оценка
включённых в план самообследования направлений и вопросов.
3.3. При проведении оценки и организации образовательной деятельности:
3.3.1. Даётся общая характеристика Центра:




полное наименование дошкольной образовательной организации, адрес, год ввода
в эксплуатацию, с какого года находится на балансе Учредителя, режим работы
Центра;
мощность Центра: плановая/фактическая;
комплектование групп: количество групп, в них воспитанников; порядок приёма и
отчисления
воспитанников,
комплектования
групп
(книга
движения
воспитанников).

3.3.2. Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:










лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков
действия и контрольных нормативов);
свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических
лиц;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
Устав Центра;
локальные акты, определённые Уставом Центра (соответствие перечня и
содержания
Уставу
учреждения
и
законодательству
РФ,
полнота,
целесообразность);
свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
муниципальным имуществом;
свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования
на земельный участок;
наличие санитарно-эпидемиологического заключения на образовательную
деятельность;
договор о взаимоотношениях между Центром и Учредителем.

3.3.3. Представляется информация о документации Центра:









наличие основных федеральных, региональных и муниципальных нормативноправовых актов, регламентирующих работу дошкольного образовательного
учреждения;
договоры дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями);
личные дела воспитанников, Книга движения воспитанников,
Программа развития Центра;
образовательные программы;
учебный план Центра;
календарный учебный график;
годовой план работы Центра;
3









рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов
Центра (их соответствие основной образовательной программе);
расписание непосредственной образовательной деятельности, режим дня;
отчёты по итогам деятельности дошкольного образовательного учреждения за
прошедшие годы;
акты готовности Центра к новому учебному году;
номенклатура дел Центра;
журнал учета проверок должностными лицами органов государственного
контроля;
документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие
установленным требованиям (если таковые оказываются в Учреждении).

3.3.4. Представляется информация о документации Центра, касающейся трудовых
отношений:









книга учёта трудовых книжек работников, личные дела работников;
приказы по личному составу, книга регистрации приказов по личному составу;
трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
коллективный договор ( в т.ч. приложения к коллективному договору);
правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание Центра (соответствие штата работников установленным
требованиям, структура и штатная численность);
должностные инструкции работников;
журналы проведения инструктажа.

3.4. При проведении оценки системы управления Центра:
3.4.1. Даётся характеристика и оценка следующих вопросов:











характеристика сложившейся в Центре системы управления;
оценка соответствия имеющейся структуры установленным законодательством в
системе
образования компетенциям образовательной организации, а также
уставным целям, задачам, и функциям дошкольного образовательного учреждения;
органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена
управленческая система дошкольного образовательного учреждения;
режим управления Центром (в режиме функционирования, в режиме развития,
опережающее управление, проектное управление и.т.п.);
содержание
протоколов
органов
коллегиального
управления
Центра,
административно-групповых совещаний при заведующем Центра;
планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной
программы Центра, рабочих программ педагогов (планов воспитательнообразовательной работы), рекомендации и их реализация;
каковы приоритеты развития системы управления Центра;
полнота и качество приказов заведующего Центра по основной деятельности, по
личному составу;
порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и
интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота
обновления, принятие новых).

3.4.2. Даётся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении
системы управления, а именно:

4







как организована система контроля со стороны руководства Центра и насколько
она эффективная: является ли система контроля понятной всем участникам
образовательных отношений;
как организована система социального партнерства (наличие договоров об аренде,
сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и.т.д.) для обеспечения
образовательной деятельности;
какие инновационные методы и технологии управления применяются в Центре;
использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении Центром;
оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества
образования.

3.4.3. Даётся оценка обеспечению координации деятельности педагогической и
медицинской служб Центра.
3.4.4. Даётся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с
неблагополучными семьями; социальный паспорт дошкольного образовательного
учреждения, в т.ч. количество воспитанников из социально незащищенных семей.
3.4.5. Даётся оценка организации взаимодействия семьи и Центра:
 организация
информирования
родителей
(законных
представителей)
воспитанников о правах и обязанностях воспитанников, о правах, обязанностях и
ответственности родителей (законных представителей) в сфере образования;
 наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Наблюдательного
совета Центра, Педагогического совета Центра, Совета родителей Центра; общих и
групповых родительских собраний;
 обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
 содержание и организация работы сайта Центра.
3.4.6. Даётся оценка организации работы по предоставлению льгот (наличие нормативной
базы; количество льготников; соблюдение законодательных норм.
3.5.При проведении оценки содержания и качества подготовки воспитанников:
3.5.1. Анализируются и оцениваются:



Программа развития Центра;
реализация основной образовательной программы дошкольного образования;
характеристика, структура рабочих программ: аналитическое обоснование
программ, основные концептуальные подходы и приоритеты, цели и задачи;
принципы
построения
образовательного
процесса;
прогнозируемый
педагогический результат;
 механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в
соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической
литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в
образовательном процессе.
3.5.2. Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
 характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития
территории;
 анализ качественного, социального состава родителей, характеристика семей
(социальный паспорт общеобразовательного учреждения);
 даётся характеристика системы воспитательной работы Центра (является ли
воспитательная работа системой, а не формальным мероприятий; какие из
направлений воспитательной работы реализуются в учреждении; наличие
специфичных именно для данного дошкольного образовательного учреждения,
форм воспитательной работы);
5








мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного
процесса, проводимые Центром совместно с учреждениями культуры;
создание предметно-пространственной среды в Центре: наличие игровых зон в
соответствии с требованиями программ дошкольного образования;
обеспеченность игрушками, дидактическим материалом;
наличие и соответствие требованиям СанПиН музыкального и спортивного зала,
спортивной площадки, групповых участков: физкультурной площадки; огорода;
зелёных насаждений; состояние групповых площадок, веранд,
игрового
оборудования;
результативность системы воспитательной работы.

3.5.3. Анализирует и оцениваются состояние дополнительного образования (если таковое
осуществляется в Учреждении), в том числе:






программы дополнительного образования;
наличие необходимых условий, материально – технического, программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного
образования;
направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
охват воспитанников дополнительным образованием;
анализ эффективности реализации программ дополнительного образования.

3.5.4. Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности Центра, в том числе:







изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном
учреждении, указать источник знаний о них;
анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей
(законных представителей) воспитанников, других заинтересованных лиц;
анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование,
другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений,
периодичность использования таких методов;
применение для получения обратной связи таких форм как рубрика на сайте
образовательного учреждения «Вопрос-ответ», интервьюирование, «День
открытых дверей» и другие); анализ полученных таким образом сведений о
качестве подготовки и уровне развития воспитанников, условиях обучения и.т.д..;
меры, которые были предприняты по результатам опросов участников
образовательных отношений, и оценка эффективности подобных мер;

3.5.5. Проводится анализ и даётся оценка качеству подготовки воспитанников, в том силе:
 число воспитанников, для которых учебный план является слишком сложным
полностью или частично (необходимо указать, с чем конкретно не справляются
воспитанники);
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:







учебный план Центра, его структура, характеристика; выполнение;
анализ нагрузки воспитанников;
календарный учебный график Центра;
расписание непрерывной образовательной деятельности;
анализ форм работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные
потребности;
соблюдение принципа преемственности обучения в возрастных группах;
6




деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов воспитанников;
создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учёт
возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

3.7. При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:















профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников,
имеющих высшее (среднее специальное) образование, без педагогического
образования; количество педагогических работников с высшей, первой
квалификационной категорией, не имеющих квалификационной категории: стаж
работы (до 5 лет,10 лет,15 лет, свыше 15 лет, от 50 до 55 лет, старше 55 лет);
своевременность прохождения повышения квалификации;
количество педагогических работников, обучающихся в Вузах, имеющих учёную
степень, учёное звание, государственные и отраслевые награды;
доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
доля педагогических работников, имеющих базовое специальное (дошкольное)
образование;
движение кадров за последние пять лет;
возрастной состав;
работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных
документов);
творческие достижения педагогов;
система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических
работников и ее результативность; формы повышения профессионального
мастерства;
укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;
потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
порядок установления заработной платы работников Центра, в т.ч. надбавок к
должностным окладом, порядка и размеров, стимулирующих выплат; заработная
плата педагогических работников с учётом стимулирующей части оплаты труда;
состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные
документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых
книжках.

3.8. При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения анализируется и
оценивается:









система методической работы Центра (даётся её характеристика);
оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим
перед Центром, в том числе, в образовательной программе;
вопросы методической работы, которые ставятся и рассматриваются руководством
Центра, Педагогическим советом Центра, в других структурных подразделениях;
наличие методического совета и документов, регламентирующих его деятельность
(положение, перспективные и годовые планы работы, анализ их выполнения);
формы организации методической работы;
содержание экспериментальной и инновационной деятельности (протоколы
заседаний, решения экспертного совета) документация, связанная с этим
направлением работы;
влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
работа по обобщению и распространению передового опыта;
7





наличие в Центре публикаций методического характера, материалов с обобщением
опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
использование и совершенствование образовательных технологий, в т.ч.
дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по
внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);
количество педагогических работников Центра, разработавших авторские
программы, утверждённые на федеральном и региональном уровнях.

3.9. При проведение оценки качества библиотечно-информационного обеспечения
анализируется и оценивается:







обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
обеспечено ли дошкольное образовательное учреждения современной
информационной базой (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта,
электронный каталог, медиатека, электронные учебники и.т.д.);
востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
наличие сайта Центра (соответствие установленным требованиям, порядок работы
с сайтом), количественные характеристики посещаемости, форум;
обеспечение открытости и доступности информации о деятельности Центра для
заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте образовательного
учреждения, информационные стенды (уголки), выставки, презентации и т.д.);

3.10. При проведении оценки качества материально-технической базы анализируется и
оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:











уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
площади, используемых для образовательного процесса (даётся их
характеристика);
сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д.;
сведения об обеспеченности мебелью, инвентарём, посудой;
данные о проведении ремонтных работ в Центре (сколько запланировано и освоено
бюджетных (внебюджетных) средств);
сведения об основных позитивных и негативных характеристиках в материальнотехническом оснащении образовательного процесса;
меры обеспечению развития материально-технической базы;
мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.

3.10.2. Соблюдение в Центре мер противопожарной и антитеррористической безопасности
в том числе:


наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, камер слежения, договоров на обслуживание в
соответствующими организациями;
 акты о состоянии пожарной безопасности;
 проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3. Состояние территории Центра, в том числе:
 состояние ограждения и освещение участка;
 наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
дошкольному образовательному учреждению;
8



оборудование хозяйственной площадки, состояние мусоросборника.

3.11. При оценке качества медицинского обеспечения Центра, системы охраны здоровья
воспитанников анализируется и оценивается:



















медицинское обслуживание, условия для оздоровительной работы (наличие в
Центре лицензированного медицинского кабинета; договор с территориальным
лечебно-профилактическим учреждением о порядке медицинского обслуживания
воспитанников и сотрудников);
наличие медицинского кабинета, соответствие его СанПиН;
регулярность прохождения сотрудниками Центра медицинских осмотров;
анализ заболеваемости воспитанников;
сведения о случаях травматизма, пищевых отравлений среди воспитанников;
выполнение предписаний надзорных органов;
соблюдение санитарно-гигиенического режима (состояние помещений, режим
проветривания, температурный режим, водоснабжение и т.д.);
защита воспитанников от перегрузок, работа по созданию условий для сохранения
и укрепления здоровья воспитанников (какими нормативными и методическими
документами руководствуется дошкольное образовательное учреждение в работе
по данному направлению);
сбалансированность расписания с точки зрения соблюдения санитарных норм
организацией образовательной деятельности с детьми;
соотношение учебной нагрузки программ дополнительного образования (если
таковое практикуется);
использование здоровьесберегающих технологий, отслеживание их эффективности
(показать результативность, в т.ч. динамику состояния здоровья);
система работы по воспитанию здорового образа жизни;
динамика распределения воспитанников по группам здоровья;
понимание и соблюдение воспитанниками здорового образа жизни (наличие
мероприятий, программ, обеспечивающих формирование у воспитанников навыков
здорового образа жизни, работа по гигиеническому воспитанию);
состояние службы психолого-педагогического сопровождения в дошкольном
образовательном учреждении;
мероприятия по предупреждению нервно-эмоциональных и физических перегрузок
у воспитанников.

3.12. При оценке качества организации питания анализируется и оценивается:










наличие собственного пищеблока;
работа администрации по контролю за качеством приготовления пищи;
договоры с различными организациями о порядке обеспечения питанием
воспитанников и сотрудников (с кем, на какой срок, реквизиты правомочных
документов);
качество
питания:
калорийность,
сбалансированность
(соотношение
белков/жиров/углеводов), соблюдение норм питания; разнообразие ассортимента
продуктов; витаминизация, объём порций, наличие контрольного блюда; хранение
проб (48 часовое); объём порций; использование йодированной соли; соблюдение
питьевого режима;
наличие необходимой документации: приказы по организации питания, наличие
графика получения питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой
и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых
продуктов, норм питания; список обучающихся, имеющих пищевую аллергию;
создание условий соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке;
выполнение предписаний надзорных органов.
9

3.13. При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки качества
образования:
3.13.1. Осуществляется сбор и анализ информации о дошкольном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждённым постановлением Правительства РФ от 5 августа
2013г. № 622 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.13.2. Анализируется и оценивается:






наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы
оценки качества образования;
наличие ответственного лица – представителя руководства Центра, ответственного
за организацию функционирования внутренней системы оценки качества
образования (приказ о назначении, регламент его работы –положение, порядок);
план работы Центра по обеспечению функционирования внутренней системы
оценки качества образования и его выполнение;
информированность участников образовательных отношений о функционировании
внутренней системы оценки качества образования в Центре;
проводимые корректирующие и предупреждающие действия в рамках
функционирования внутренней системы оценки качества образования.

3.14. Анализ показателей деятельности Центра, подлежащего сомообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями, установленными
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию сфере образования.
4.ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
И ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждённым планом самообследования, членами Комиссии передаётся
лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования Центра, не позднее,
чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов
самообследования.
4.2. Лицо ответственное, за свод и оформление результатов самообследования Центра,
обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчёта, включающего
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности учреждения,
подлежащего самообследованию (далее Отчёт).
4.3. Председателем Комиссии: уточняются отдельные вопросы, высказываются мнения о
необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и предложения
по итогам самообследования.
4.4. С учётом поступивших от членов Комиссии предложений, председатель Комиссии
назначает срок для окончательного рассмотрения Отчёта.
4.5. После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма
Отчёта направляется на рассмотрение органа коллективного управления Центра, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
5.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Заместители заведующего Центра, руководители структурных подразделений,
педагогические работники несут ответственность за выполнение данного Положения в
соответствии требованиями законодательства.
5.2. Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является
заведующий Центра или уполномоченное им лицо.
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».